17 апреля исполняется 100 лет советской пожарной охране
Люди достойной профессии, канашские огнеборцы – мужественные, сильные, отважные люди, настоящие герои! Среди них – Николай Николаевич Маркелов, заместитель начальника ОГПС-9, начальник пожарной части № 15 с 1996 по 2002 г., подполковник внутренней службы.
Когда в 1983 году началась компания военизации пожарной охраны, начальник части ПЧ-15 майор внутренней службы Николай Кузьмич Ермолаев приехал в организацию, где в тот момент работал Николай Маркелов, и предложил поступить на службу в ПЧ-15. Николай Николаевич с удовольствием принял данное предложение. Работал пожарным, а затем, после прохождения соответствующей подготовки, водителем пожарной машины. На всю жизнь запомнились Н.Н. Маркелову первые пожары: «Помню, был пожар, горела битумоварка. Я со стволом залез на нее и начал тушить, а горящий битум после соприкосновения с водой вскипел, произошел выброс, и мы оказались под этой лавой. Хорошо, что экипировка спасла, но мы очень долго смывали остатки затвердевшего битума. Так мы учились уму-разуму и профессиональному мастерству».
После года службы он поступил в Ивановское пожарно-техническое училище, после окончания которого прибыл в родную пожарную часть № 15 и целых два года служил начальником того же караула, где ранее работал и пожарным, и водителем пожарной машины. С личным составом всегда складывались доверительные отношения. Именно тогда Николай Маркелов понял, что «если в тебя верят товарищи и идут с тобой или за тобой в огонь и дым, это и есть наибольшее признание профессии, которую ты выбрал. И хотя мы тушим пожары, получаем травмы, ожоги, нас, бывало, и критиковали, ведь каждый пожар, пусть даже грамотно потушенный, – трагедия, и нас «награждали» взысканиями, а мы всё равно продолжали верно служить и исполнять свои обязанности».
После окончания ВИПТШ МВД России Николай Николаевич Маркелов работал старшим инженером, заместителем начальника части, начальником пожарной части, заместителем начальника отряда: «Сотрудники ПЧ-15 принимали самое активное участие при тушении крупных пожаров, в том числе и за пределами охраняемой территории, на которых проявляли стойкость, самоотверженность, героизм. Нам просто повезло, что у нас были достойные командиры и наставники-учителя, на которых мы равнялись. Это В.Н. Нягин, о котором без преувеличения можно сказать, что это тот комбат, «который не прятал свое сердце за спины солдат…» Помню, тушили крупный пожар на станции Мыслец Шумерлинского района 14 мая 1996 года. 24 вагона из 75 сошли с рельсов и опрокинулись. Контактная линия 40 послужила источником огня и эти цистерны загорелись. Горели 7 вагонов с полипропиленом, 14 – с дизтопливом и в трех неопрокинувшихся цистернах горел жидкий фенол. Наша сводная группа – боевой участок № 4 во главе с В.Н. Нягиным (тогда заместителем начальника управления) – командир отделения А.Н. Васильев, водители А.Н. Грачев, В.Е. Григорьев, В.С. Григорьев, пожарный А.В. Данилов и я. Нам повезло меньше всех, так как наш боевой участок тушил именно эти злосчастные горящие цистерны с фенолом. Изучив карточки опасных веществ, мы уже понимали всю опасность последствий при отравлении фенолом. Но эти цистерны так перекорежило, что тушить эффективно возможно было только сверху. Мы проложили магистральную линию от близлежащего придорожного озера, и я залез на цистерну с фенолом со стволом СВП-4 и начал тушить сверху. Из индивидуальных средств защиты – только плащ-штормовка (почему-то на тот момент боевая одежда была предназначена только личному составу). А ведь зачастую в таких случаях на самые ответственные участки в решающих направлениях тушения пожара вставали мы – офицеры пожарной охраны. Возвращаясь к катастрофе на станции Мыслец, вспоминается, как техника восстановительного поезда (они работали с нами параллельно, чтобы поскорее открыть движение поездов на нашем участке) разорвала нашу магистральную линию, и я на горящей цистерне с фенолом остался без средств тушения. И прыгать некуда, кругом горит, огонь уже охватывал меня со всех сторон. Я почувствовал, как у меня плавится плащ-штормовка. Благо, алатырцы успели проложить резервную магистральную линию, что меня и спасло (огромная им благодарность). Впоследствии мы долгое время лечились от отравления фенолом. Позже меня направили на отдых в Кипр. За что я премного благодарен отцам-командирам».
Из воспоминаний В.Н. Нягина: «По итогам ликвидации последствий крушения Н.Н. Маркелов был представлен к государственной награде».
Из воспоминаний А.И. Бараматова: «В бытность службы Н.Н. Маркелова начальником ПЧ-15 бывали случаи, когда ему самому приходилось садиться за руль резервной пожарной машины, выезжать на место пожара и подавать так не хватающую воду на место пожара (иногда водителей не хватало, а у Н.Н. Маркелова был допуск к работе с пожарными автомобилями). Помню, горел жилой дом на поселке в Канаше, возникла реальная угроза его распространения на соседние участки. Тогда Николай выехал на этот пожар за рулем автоцистерны на 3-ем ходу, и благодаря вовремя принятым решениям удалось предотвратить распространение огня на соседние участки».
Николай Маркелов награжден: медалью МВД СССР «За безупречную службу» 3-ей степени, медалью «200-лет МВД России», медалью «300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову», медалью «80-лет Воздушно-десантным войскам», медалью «Маршал Василий Чуйков», медалью «За безупречный труд XV лет», памятным знаком «Государственная противопожарная служба МВД России», медалью «365 лет Пожарной охране», медалью Российского союза ветеранов Афганистана «За заслуги».
Олег Окружнов,
начальник группы кадровой
и воспитательной работы