Пятница, 19 апреля, 2024
Главная > История > Бессмысленный и беспощадный…

Бессмысленный и беспощадный…

В продолжение темы о крестьянских волнениях в январе 1921 года. Документы собирались по архивам Чувашии. Некоторые архивные данные этих событий до сих пор недоступны. Такие, как протоколы допроса арестованных. Необходимо признать, что крестьянские выступления не были повсеместными. Очаги сопротивления семенной кампании происходили в основном в волостных центрах, куда и собирался народ из остальных деревень. Громили органы советской власти, убивали коммунистов, уполномоченных по сбору семян, сельских активистов. Убийства совершались жестокими способами. Как сказал классик: «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Человеческая память имеет свойство отсеивать ненужную информацию. До поры до времени! Со временем притупляется восприятие, улетучиваются конкретные данные, остается только общее свидетельство происходившего. Поэтому считаю, что надо периодически обновлять свои знания. Взял на себя ответственность пересказать события почти столетнего прошлого. Передаю скупые строки документов тех лет и излагаю в своей интерпретации вам, дорогие читатели. Про события в Тобурдановской волости написал краевед В.П. Малов («Канаш» от 23 января). Я попытаюсь продолжить рассказ о событиях, происходивших в остальных волостных центрах, входивших в Канашский район.

По Новомамеевской волости

Волнение началось 27 января. Пришло оно со стороны Старотябердинской волости. Приказы восставшим отдавали зачинщики этих волнений – житель с. Молькеево (Кайбицкий р-н, Татарстан) Степан Кутузов, Василий Константинов (с. Шоркистры), Захар Купцов (д. Хормалы). С утра 27 января народ начал прибывать к зданию волисполкома. На сходке, которой руководил житель д. Чагаси Тихон Николаев (Колбасов), было принято решение громить советские органы. 28 января решили собраться по 20 человек с каждого общества нескольких волостей и направиться походом на ст. Шихраны, захватить районный оперштаб и разгромить ссыппункты. После принятия постановлений Колбасов просил толпу не расходиться. Видимо, ожидался приезд кого-то из руководителей крестьянского восстания и мнимого военного отряда со станции Канаш, будто бы перешедшего на сторону повстанцев. Ему не повезло – никто из Канаша не прибыл. Не дождавшись, Колбасов направил толпу к дому председателя волкомтруда Т. Сидорова. Но Сидоров подготовился к встрече с бунтарями. Вооружившись винтовкой и револьвером, он обратился к восставшим со словами: «Вас обманывают, не наделайте глупостей, за которые придется ответить». Затем направил оружие на бунтарей и произвел два выстрела из винтовки поверх голов незваных гостей. Толпа оторопела. Многие из восставших начали расходиться. К этому времени вдалеке послышались крики, сообщавшие о прибытии красноармейского отряда. Отряд из 56 человек со ст. Канаш привел райпродкомиссар Халапсин совместно с Дмитриевым и Ухановым. Начались поиски и аресты бунтарей. Было арестовано 35 повстанцев. После расследования 8 человек расстреляно. Пострадавших советских служащих от рук восставшей толпы в Новомамеево не было. Восстание подавлено в один день.

По Шихазанской волости

Призывы к восстанию начали появляться 22 января в виде листовок в Шихазанах, Нюргечи, Сиделево, Малдыкасы, Казаккасы и Ойбоси. Председатель волисполкома т. Зефиров в два часа ночи объехал эти селения и предупредил сельские советы, чтобы они не собирали никаких сходок. Во многом благодаря такой распорядительности Зефирова в Шихазанской волости удалось обойтись без трагических эксцессов. Попытки созвать сходку в Шихазанах провалились. 30 человек, посланных из Шибылгов, не смогли дойти до Шихазан. Пострадавших по Шихазанской волости нет, как нет и расстрелянных за бунт.

По Шибылгинской волости

Волнения начались 21 января, то есть с того дня, когда на волостном съезде объявили распоряжение о ссыпке семян. Сюда 22 января для помощи местным советским работникам выехали председатель оперштаба райпосевкома Краснов и райпродкомиссар Халапсин. На волостном сходе они заметили, что народ неспокоен, настроен враждебно. Воздух был наэлектризован до предела. Ночью Халапсин послал посыльного в Шихраны с заданием привести дополнительные силы. 23 января на подмогу пришел уполномоченный областного ЧК Г. Рошаль с отрядом в 35 бойцов карательного отряда и 120 красноармейцев отряда тов. Тюпина.
24 января группу в составе А.Г. Григорьева и трех красноармейцев послали в разведку в сторону д. Малые Кибечи. Они прошли первую толпу восставших (около 100 человек), встретились со второй с большим количеством людей, заметили и третью толпу. Вся эта масса народа шла по направлению в сторону с. Шибылги. Красноармейцев остановили, потребовали документы, затем обезоружили и стали глумиться над ними. Недалеко от Шибылгов толпу встретил отряд Тюпина. Красноармейцы одним залпом в воздух разогнали бунтарей. Из советских служащих пострадал лишь Григорьев, его избили до потери сознания, живым опустили в прорубь вниз головой. Парню было 17 лет.
Порядок был восстановлен в тот же день. Пошли задержания виновных, зачинщиков, участников и кулаков, которые вели агитацию против семенной кампании. Задержано 300 человек, расстреляно 40. После усмирения волнений в Шибылгинской волости в ночь с 26 на 27 января отряд и следственная комиссия выехали в Янтиково.

Евгений ШКОЛЬНИКОВ,
заслуженный деятель
этнографии Чувашии

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *