Воскресенье, Август 9, 2020
Главная > Новости > Расти и процветай, родной Канаш!

Расти и процветай, родной Канаш!

Амбулатория облздравотдела, 1935 год

Как известно, город Канаш возник из небольшого поселка Шихраны. А как возникли сами Шихраны? По утверждению историка-краеведа Л.И. Иванова, поселок образовался на основе селения Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, принявший мусульманскую веру. В 1588 году Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, то есть с Арской земли, где проживало чувашское население.
В 1781 г. Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево — Шихраны. В начале 90-х годов 19 века Шихраны располагались в лесистой местности, богатой дубовыми лесами. В хозяйстве чувашских крестьян ведущее место занимало земледелие. Важным подспорьем были животноводство, охота, домашние промыслы, под влиянием русских распространялось пасечное пчеловодство. Лес давал материал для строительства и изготовление орудий труда и топлива. 
Казалась, ничто не изменит быт селян, каким он был уже на протяжении многих лет. Но царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который пришелся на 90-е годы ХIХ века. С развитием крупной промышленности и формированием внутреннего рынка расширились и транспортные связи. Tогдa-то и появился проект соединения Москвы с Казанью. Для постройки и эксплуатации новой дороги была создано Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе общества, в качестве председателя, был поставлен крупный магнат фон Мекк. История умалчивает имя этого человека. Между тем, это был сын Карла Федоровича Мекка, одного из первых и самых знаменитых русских инженеров-путейцев. Карл Мекк участвовал в строительстве первых российских железных дорог – Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской. Впоследствии он стал крупным земле- владельцем. Умер в 1876 году, немного не дожив до 55 лет. Дело отца продолжил сын. Жена Карла Мекка, Надежда Филаретовна, была одной из самых известных русских меценатов. На выделяемые ей деньги строились школы, больницы, приюты. Еще она прославилась тем, что около 20 лет помогала деньгами великому композитору П.И.Чайковскому, хотя ни разу с ним не виделась. Умерла она спустя месяц после открытия железнодорожного движения через Шихраны. Кончина же их сына трагична. После 1917 года он не уехал на родину отца, в Эстонию. Остался в Советской России. Старался помогать стране, своему народу. Участвовал в восстановлении разрушенного хозяйства, разработке и строительстве новых железных дорог. Однако в 1929 году, по приговору тройки ГПУ, он был расстрелян. Об этом факте упоминает Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». 

Аптека, 1927 год

В июне 1890 года в Цивильский уезд была направлена экспедиция по изысканию возможной прокладки железнодорожной линии в пределах Казанской губернии. Трассу будущей дороги избрали через сложившиеся торговые и промышленные пункты, какими являлись старинные города Саранск и Алатырь, хотя были еще три варианта прокладки трассы, но все они предусматривали одно и то же направление от Алатыря до Казани. При выборе направления дороги учитывались лесные богатства и черноземные, богатые хлебом, районы. 
15 июня 1891 года выходит распоряжение императора России Александра II, разрешающее Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги приступить к строительным работам от Рязани до Казани и отчуждать земли, потребные, для сооружения новой железнодорожной линии. Эта линия проходила по территории Цивильского уезда, включая земли, где находилось селение Шихраны. 
Засушливый, неурожайный 1891-й год, когда население Поволжья сильно страдало от голода, оказался очень кстати для Акционерного общества: все строительные работы были начаты в тот тяжелый год одновременно по всей трассе будущей дороги, ибо рабочих было предостаточно. Только вот оплата их тяжелого труда производилась по чрезвычайно низким, произвольно установленным расценкам. Как вспоминал житель деревни Малые Бикшихи Н.К. Кириллов, работавший «поденщиком» на строительстве дороги, рабочим не были созданы никаких элементарных бытовых условий. Они, плохо обутые и одетые, как правило, спали под открытым небом, скрываясь от непогоды под деревьями. Питание часто ограничивалось хлебом и водой. Много было больных и вместо уходивших со стройки приходили новые рабочие. 
В ходе строительства дороги на территории Цивильского уезда было принято решение о постройке станции. При ее проектировании в учет ставилось наличие в ближайшем округе ряда крупных сел. И под станцию выбрали территорию вблизи селения Шихраны. Так появилась станция Шихраны. В 1892 году был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное здание (на снимке: Пассажирский вокзал). 
В 1900 году при станции Шихраны уже 22 купца имели складские помещения по закупке зерна, яиц, клепки. Семь предпринимателей держали лавки, трактир, буфет и две мельницы. Приобретает патент на склад дубовых клепок московский купец Д.И. Ксенофонтов
27 июня 1901 года был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря) состоялось его освящение. В 1901 году при церкви открылась церковно-приходская школа. 
В 1903 году в Шихранах начала работать телефонная станция. Правда, ее отдаленность от железнодорожной станции вызывала немало нареканий со стороны торговцев. Вскоре телефонная станция, как и телеграф, была открыта вблизи вокзала. 
В 1905 году – после строительства церкви – Шихраны стали называть селом. Другим, не менее важным событием в истории Шихран, стало открытие в октябре 1911 года земской начальной школы. Школа размещалась в наемном помещении. Земли при ней не было. В 1912 году начались занятия в высшем начальном училище. В июле 1913 года на станцию Шихраны прибыли управляющий Казанским учебным округом Д.П. Погодин и инспектор народных училищ Н.С. Краско по делу об открытии семинарии. Председатель уездной земской управы А.И. Абалымов объяснил крестьянам, что «в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых в Казанской губернии предложено открыть одну учительскую семинарию …» 
Помещение для семинарии подыскали еще летом 1913 года. Это был дом купца Н.Я. Абалымова. Здание было деревянное, двухэтажное, с мезонином. 13 февраля 1914 года попечителю Казанского учебного округа был прислан приказ об открытии Шихранской учительской семинарии с 1 июля 1914 года. Но в июле открыть ее не удалось, еще не был сформирован штат работников семинарии. Занятия в семинарии начались 22 ноября 1914 года. А через год семинаристы справили новоселье, переехав в собственное здание.
В 1913 году АО Московско-Казанской железной дороги приступило к строительству железнодорожной линии Арзамас-Шихраны, которая по территории Чувашии протянулась более чем на 90 километров.
20 августа 1920 года в жизни поселка произошли исторические изменения – в этот день станция и поселок Шихраны были переименованы в Канаш («Совет»). Это было сделано в честь образования Чувашской автономной области 24 июня 1920 года. В 1925 году станция Канаш получила статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925 г.). 
С каждым днем обновляется и хорошеет прежний бывший полустанок Шихраны, а ныне индустриальный Канаш. На глазах растет город, удобный для жизни, труда и отдыха.

Анна  Пчелкина, 
директор музея
 

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *

*

code