«Августовские совещания – это хорошая практика, которая позволяет в режиме открытого диалога обсудить итоги работы, проанализировать проблемы, поставить задачи на новый период, и в то же время – это особая педагогическая традиция, согретая теплом последних летних дней и искренней любовью к профессии», – считает заместитель главы по вопросам социальной политики – начальник отдела образования и молодёжной политики г. Канаша Наталия Суркова. После пленарного заседания городской конференции педагогов Наталия Владиславовна рассказала, какими оказались итоги 2021-2022 учебного года, озвучила решения, принятые для дальнейшего развития муниципальной системы образования.
– Система образования города Канаша включает 31 организацию. Наша цель создать в них условия для предоставления качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей, обеспечить образованием все категории детей.
С 2021 года в республике действует программа «Модернизация инфраструктуры образовательных организаций», ее цель – не только капремонт объектов, но и организация в них удобной и современной с любой точки зрения среды.
В Канаше в 2022 году на модернизацию инфраструктуры образовательных учреждений выделено 34 млн руб. На эти средства ведется благоустройство территории Лицея государственной службы и управления.
Беспрецедентную по масштабу программу капитального ремонта школ в рамках государственной программы «Развитие образования» реализует Минпросвещения России вместе с Минстроем России и субъектами Российской Федерации. В этом году по ней идет ремонт школы №10. До 2025 года отремонтируем и обновим материально-техническую базу школ №№ 1,3,7,11.
С 1 сентября в двух школах – №8 и №11 – функционируют Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В результате подобных центров в городе стало восемь.
Дошкольное образование
Дошкольным образованием в Канаше охвачены 2929 детей. В 16 детских садах воспитываются 2794 мальчиков и девочек, в дошкольных группах при школах – 135 ребенок. С ними работает 251 педагог.
Во всех дошкольных образовательных учреждениях открыты логопедические пункты по коррекции речи малышей, уделяется внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. По программе «Социокультурные истоки» педагогические коллективы детсадов комплексно, в тесном сотрудничестве с семьей решают задачи духовно-нравственного развития дошкольников.
На сегодняшний день 100 процентов канашских детей от 3 лет обеспечены местами в детском саду, 85 процентов – детей от 2 лет.
Главный стратегический ресурс образования детей – педагоги
Проблемой остается старение кадров и недостаточный приток молодых специалистов в образовательные учреждения. Для решения проблемы и ранней профориентации школьников на получение профессии педагога, школы, детские сады сотрудничают с Канашским педагогическим колледжем и Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева.
В 2022-2023 учебном году к работе приступили пять молодых специалистов, в прошлом году их было 14. В школу №3 пришли сразу три учителя: музыки, русского языка и литературы, начальных классов. В школу №1 трудоустроился социальный педагог, в Лицей государственной службы и управления – учитель русского языка и литературы (на фото).
В 2021-2022 учебном году мы обучали 6975 детей, в 2022-2023 году – 7095 детей. 1 сентября за парты сели 778 первоклассников.
Как канашские школьники сдают ЕГЭ?
Средний балл ЕГЭ по русскому языку в городе в 2022 году составил 73,17 (по республике – 71,8). По математике профильного уровня – 62,2 (по республике – 63,5). По информатике – 55,3 (по республике – 62,1). По физике – 56,7 (по республике – 55,5). Выше республиканского средний балл результатов ЕГЭ по базовой математике, биологии, географии и обществознанию. Мы лидируем по количеству выпускников, набравших более 80 баллов, на ЕГЭ по химии и биологии. Однако по истории и литературе их меньше, чем в других муниципалитетах.
52 выпускника получили аттестаты особого образца и медали «За особые успехи в учении». В прошлом году – 48.
Всероссийская олимпиада школьников
Ежегодно обучающиеся 5-11 классов участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по 21 предмету. В 2021 году в школьном этапе олимпиады участвовали 4123 обучающихся, победителями и призерами признаны 1813. В муниципальном этапе участвовали 950 обучающихся, победители и призеры – 200 человек. В региональном этапе – 57, призерами стали 12 школьников (в прошлом году – 7).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Цель проекта – создание и деятельность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. До 2024 года предстоит увеличить охват детей 5-18 лет дополнительным образованием до 82%. Сейчас в Канаше охват, по данным Навигатора, 56 процентов. Учреждения допобразования посещают более 4 тыс. детей.
С 1 сентября в рамках развития цифровой образовательной среды создается суперсервис ГИС «Моя школа». Он включает огромный объем информации всех российских школ, объединяет несколько сервисов и баз данных. Благодаря этому дети и родители смогут без лишних проволочек и оперативно получать необходимую информацию и решать вопросы с минимальными потерями времени и сил. Это касается приема в детские сады и школы, информации о текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, записи в кружки и секции и многое другое.
Образование должно быть практикоориентированным
В этом году 80 процентов выпускников 11 классов города поступили в вузы.
Школьники должны понимать, к чему они готовятся, в какой отрасли могут быть востребованы. А это диктуется долгосрочной экономической стратегией. К наиболее востребованным профессиям на региональном рынке труда относятся агрономы, инженеры, IT-специалисты, медсестры, врачи, фармацевты, учителя, воспитатели, ветеринары, технологи пищевой перерабатывающей промышленности, станочники, мастера швейного производства. Значит профильные классы старшей школы должны ориентироваться на этот список, чтобы гарантировать ученику дальнейшее трудоустройство.
Во всех школах города реализуется профориентационный проект Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по созданию единого образовательного пространства «Школа-Техникум/ВУЗ-Предприятие».
О воспитании
Чувашская Республика вошла в список 45 регионов, где введены ставки советников директора по воспитанию и муниципального куратора. Советник станет проводником для детей в мире возможностей детских общественных объединений. Будет создана позитивная социальная среда для детей.
Уже сейчас в каждой школе есть музей, театр, спортивный клуб, медиацентры.
О талантливых и инициативных
В 2022 году 16 представителей молодёжи получают стипендию Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность.
В Канаше создан волонтерский корпус из числа активных юношей и девушек, которые участвуют в общественных делах. Волонтерские команды сформированы по разным направлениям: «здоровый образ жизни», по работе со старшим поколением, экология, спорт. Добровольцы участвуют в патриотических акциях: «Георгиевская ленточка», «Письмо Победы», «День Героев Отечества», «День неизвестного солдата»; благоустраивают памятные места и воинские захоронения; проводят исторические квесты.
На сегодня количество волонтеров в городе – более 1300.
Разговоры о важном
В школах началась реализация проекта «Разговоры о важном». Он направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине – России, населяющим ее людям, уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основной формат внеурочного занятия – разговор или беседа с обучающимися.
С 1 сентября каждая неделя в школах начнется с церемонии подъема государственного флага и исполнения гимна Российской Федерации.
2023 год в России – Год педагога и наставника
Решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз говорит о высоком статусе учителей в нашем обществе, о важности нашей профессии. Министерство просвещения делает все, чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Поддерживает важные законодательные инициативы по отказу от формулировки «образовательная услуга», по снижению отчетности, дает возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах.
На новый учебный год выделю две основные задачи: формирование единой образовательной политики и усиление роли воспитания.
Перед нами стоят сложные задачи, но они осуществимы при условии конструктивного диалога и тесного взаимодействия тех, от кого зависит дальнейшее развитие образования.
Разрешите всей нашей многотысячной команде маленьких умников и умниц, воодушевленных первоклассников, неравнодушных родителей и профессиональных педагогов – пожелать успехов и благополучия.
Желаю, чтобы новый учебный год стал для нас годом выполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами.
Записала
Людмила ШУРЕКОВА