Пятница, 19 апреля, 2024
Главная > Публикации > А и Б сидели на трубе. Нина Алексеевна Игнатьева (Иванова)

А и Б сидели на трубе. Нина Алексеевна Игнатьева (Иванова)

Ах, каким теплом, какой нежностью веет от воспоминаний Нины Алексеевны Игнатьевой (Ивановой) – милой, обаятельной женщины, мамы четверых сыновей, бабушки девяти внуков и одной правнучки, Заслуженного работника культуры, Педагога с большой буквы, уважаемого работника редакции газет «За коммунизм» и «Канаш», очень талантливого человека…

Трудодни

В начальную школу я ходила в родной деревне Елмачи. А с 5 класса училась в новой Среднетатмышской восьмилетней школе. Здание небольшое, деревянное, классы отапливались печками-голландками. У нас был очень дружный класс. Мальчики бережно относились к своим одноклассницам. А девочки были очень скромными. Формы в то время почти ни у кого не было, мы ходили в длинных платьицах и юбочках. Обязательно заплетали волосы в косички. Коротких стрижек не было ни у кого! На физкультуру одевали широкие шаровары. Помню, моей маме, ударнице труда, выдали премию отрезом плотной серой материи. И подружка сшила мне такие широкие штаны на резинках. Навсегда запомнились школьные праздники – 1 мая, 7 ноября. Учительница русского языка Роза Степановна Майорова разучивала с нами танцы, учитель-практикант организовал хор. Тогда в деревне впервые появился аккордеон. У нас с мамой было свое соцсоревнование: она пообещала быть ударницей (и у нее это блестяще получалось), а я – отличницей. И я ни разу маму не подвела! В то время в колхозе зарплату выдавали не деньгами, а зерном, дровами… Один раз мама принесла много больших, переросших огурцов. Ты работаешь от зари до позднего вечера – это один трудодень. А если пойдет дождь и работа в поле встанет, трудодень будет неполным. Денег на одежду, обувь не было. Чтобы одеть меня в лапти, мама обменяла на них масло…
Мы, дети, подростки, с радостью трудились на школьном огороде, колхозном поле… Помню, второклассниками ходили в небольшой лесочек собирать опавшие листья – утепляли чердак школы. Мальчики носили ведрами землю, на веревке поднимали ведра вверх, укладывали слой земли, слой листьев… А в 3-ем классе мы ухаживали за животными. Мальчики взяли шефство над кроликами, а мы – над цыплятами. Их нужно было кормить, выпускать на травку, не забывать подливать свежей водички в кормушки. Подросших питомцев сдали в колхоз, а на вырученные деньги нас повезли в Чебоксары. И как повезли! В кузове большой грузовой машины. Никакого асфальта в то время и в помине не было, с веселыми песнями ехали по грунтовой дороге, со смехом подпрыгивали в глубоких оврагах. Это была моя первая поездка. Запомнились экскурсии в картинную галерею (я подолгу задерживалась у каждой картины) и исторический музей. Мы даже заночевали в Чебоксарах, довольные, счастливые, вернулись домой только на следующий день.
В 4-ом классе мы организовали свой детский колхоз, с председателем, бригадирами, звеньевыми. Мы выращивали кукурузу квадратно-гнездовым способом. Росточки подросли, их нужно полоть, окучивать. Окучивали сохой. Девочки вели лошадь, а мальчики держали соху. Кукуруза выросла очень высокая. Мы соревновались между собой. И потому мы с мамой однажды вечером тихонько сходили за удобрением… В школьном саду у нас росли красивые яблоньки, на грядках мы сами выращивали лук, свеклу, морковь для нашей столовой. Возле школы разбили прекрасные цветники. Мы были приучены к работе! И никакого труда не боялись!

Тропою Ленина

После школы я стала студенткой Канашского педагогического училища. Я очень гордилась нашим училищем, замечательными педагогами. Среди педагогических училищ Мари Эл, Мордовии, Татарстана, Чувашии наше по всем показателям занимало первые места, было самым лучшим!
Запомнился наш уникальный поход по Ленинским местам в город Ульяновск. В пять утра мы двинулись в сторону славного города. Шли пешком! Делали привалы. На реке Кубня наши ребята поиграли с местными в волейбол. Затем сели в рейсовый автобус, доехали до железной дороги, и остальной путь проделали поездом. Поздно вечером вышли около Винновской рощи. Пробирались в кромешной темноте по узкой тропинке. На окраине деревни разбили палатки. А утром пошли на экскурсию в город. С трепетом прошлись по всем местам, связанным с революционным вождем… Домой возвращались по Волге. Доплыли до Чебоксар, автобусом добрались до Канаша. Разве такое забудется!

Трудовые будни

Я очень радовалась возможности начать педагогическую деятельность в родной школе. Меня с радостью приняла моя первая учительница Мария Егоровна Маркова. Ребята у меня были очень хорошие! Помню, как бережно они относились ко мне, беременной… В то время ученики очень уважали учителей. Надо сказать, что и работать было как-то проще, наверное. Все ученики в классе были одного социального уровня, материального положения…