Пятница, 29 марта, 2024
Главная > Публикации > Шура Васильева родом была из Вторых Хормалов

Шура Васильева родом была из Вторых Хормалов

Как сложилась судьба двух девушек-медсестер Шуры Васильевой и Оли Андреевой в послевоенное время, фотографию которых привезла с собой из далекого Ростова-на-Дону в Канаш Алла Борисовна Стасева в октябре прошлого года? Дело в том, что её дед по матери Черненко Андрей Демьянович лечился в Канашских эвакогоспиталях №№3062 (здесь у него отняли ногу), 3070 (здесь 24-летний Андрей восстанавливался после операции) и эти девушки подарили отважному танкисту, награжденному орденом Красной Звезды за проявленные в боях на Курской дуге мужество и отвагу, свою фотографию с надписью: «Вспоминай, не забывай». Об этом наша газета подробно рассказывала в двух номерах от 1 ноября («Внучка разыскала эвакогоспитали, где лечился её дед») и 8 ноября 2019 года («История одной фотографии»).

Так где же искать следы Александры и Ольги? Отправился в городскую больницу, где располагался эвакогоспиталь 3062. Здесь, на первом этаже сосудистого отделения (отреставрированное старое здание горбольницы, ещё раньше – глазная больница), висел небольшой красочный стенд, посвященный военному госпиталю, с фотографиями врачей, медсестер и лечившихся здесь раненых бойцов. Но, к сожалению, ни фотографий, ни упоминаний об этих медсестрах здесь не было. Пришлось обратиться за помощью к старшей медсестре Светлане Васильевой, которая оформляла этот стенд, не попадались ли ей фамилии Андреева и Васильева? Она ответила, что нет, не попадались, а в архиве горбольницы вообще нет сведений об эвакогоспитале. Мне запомнилась увеличенная фотография медицинской сестры Клавдии Ивановны Ушмариной, расположенной на стенде. Потом, уже дома, в телефонном справочнике девяностых годов, нашел её домашний адрес: ул. Чехова, 5. А в более новом справочнике её адрес значился так: ул. Свободы, 27.
Куда идти, где искать сведения об этих подружках? Может, в Доме детского творчества мне повезет? Директор учреждения Наталья Витальевна Золотова выложила передо мной пять или шесть толстенных фотоальбомов с материалами о двух эвакогоспиталях. Здесь были фотографии медицинского персонала и раненых, лечившихся в этих двух медицинских учреждениях, газетные вырезки, справки, отчеты, списки медперсонала, бойцов…
О таком богатом материале можно было только мечтать. Эти сведения об эвакогоспиталях появились в Музее славы (так он называется!) благодаря стараниям учительницы школы №1 Соловьевой Нинель Васильевны, к сожалению, давно ушедшей из жизни. Наконец, о, удача! На одном листке бумаги – фотография женщины лет 50. Подписано: Негуторова-Васильева Александра Васильевна. Она – не она? Как узнать в этой женщине ту симпатичную девушку в белой шапочке и в пальто с белым воротником? Но тут же адрес: г. Канаш, пр. Ленина. 8, кв. 5. Бегу туда, ибо этот дом рядом, в семи минутах быстрой ходьбы. Звоню в квартиру – тишина. Раз за разом нажимаю на кнопку звонка, никто к двери не подходит. По лестнице поднимается женщина средних лет: «Вы к кому?» Объясняю. «Так ведь тётя Шура давно умерла! Вы лучше у её соседки Светы Васильевой спросите, они очень дружно жили». Из соседней квартиры выходит, знаете кто? Света Васильева, лаборантка фотолаборатории, что была в доме №26 на улице Пушкина. Мы со Светой трудились вместе в этой фотолаборатории в конце 70-х, начале 80-х прошлого века! Объясняю цель прихода в пятую квартиру, показываю фотографии. «Да, это тётя Шура Васильева, по мужу Негуторова. У тёти Шуры племянница живет в селе Турмыши Янтиковского района, а квартиру эту продали. Племянницу зовут Семенова Нина Григорьевна».
Звоню в администрацию Турмышского сельского поселения. Мне отвечают, что да, такая проживает. Как проехать? Доедете до частного магазина «Уют», повернете налево, метров через 200 – направо. А там спросите.
Действительно, кто ищет, тот всегда найдет. Сидим в просторном кирпичном доме Нины Григорьевны, я задаю вопросы, она отвечает пространно, обстоятельно, с комментариями. Слушать её – одно удовольствие.

 

Крестная до самой пенсии трудилась то в районной, то в городской, то в узловой больнице. Шесть лет была старшей медсестрой городской больницы. Они очень дружно жили, никогда в их семье не слышала грубого слова.

 

— Тётя Шура, что на фотографии с Олей Андреевой, – мамина сестра. Такой фотографии у нас нет. Есть отдельное фото тёти Шуры (она же моя крёстная) в той же одежде, что она изображена на фото с Олей. Мы из рода Мясниковых из деревни Вторые Хормалы Канашского района. В семье деда было четверо детей: три дочери и сын. Самая старшая – Анна, моя мама, затем тётя Шура, и третья дочь – Марфа, она за председателя сельсовета замуж вышла. Мама была из зажиточной семьи. Земли у деда много было, сколько десятин, не могу сказать, не помню. Мама рассказывала, что лошадей было шесть, она с ними с малых лет ходила в ночное. А конь Орлик был обучен, подогнув передние ноги, становиться на колени, а мама, маленькая девочка, забиралась на его спину.
У крёстной много фотографий, документов осталось с того военного времени, когда она работала в эвакогоспитале.
Действительно, документов очень много. Вот свидетельство об окончании Канашской школы медсестер детских учреждений, датированное 14 октября 1941 года, справка о том, что она действительно награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», что стаж работы в эвакогоспитале 3070 с 10.10.1941 г. по 6.02.1945 г. Тут же свидетельство о браке №15 от 2.02.1945 г., выданное гражданину Негуторову Петру Захаровичу и Васильевой Александре Васильевне, что они зарегистрировали свой брак в Канашском Бюро ЗАГС.
— Мой крестный Петр Захарович родом был из Харьковской области, он и повез крестную к себе на родину. Им надо было строиться, лесов, как у нас, там нет. Дома строили из саманных кирпичей, это смесь глины со стеблями подсолнечника. Вот эту глину надо было месить босыми ногами. Крёстная в ту пору была беременна, она простудилась, создалась угроза выкидыша плода, и крестный повез её на быке в районную больницу за 70 километров. Но плод сохранить не удалось. Впоследствии у Негуторовых детей не было.
Видя, что со строительством дома у них ничего не получается, Негуторовы возвращаются в Канаш и на улице Промогородной покупают дом. Помню, у них в саду очень много росло вишни. В маленьком бочонке с краном постоянно было вишневое вино. Когда мои родители из деревни приезжали к ним в гости, зять Пётр Захарович всегда угощал их бодрящим напитком.
— Видимо, ваш крестный также лечился в госпитале?
— Да, у него тоже, как и у Черненко Андрея из Ростовской области, ампутировали ногу. Работал Пётр Захарович в пожарной части в г. Канаше, затем его взяли в паспортный стол заполнять бланки паспортов, у него был прекрасный почерк. Как инвалиду, ему сначала дали мотоколяску, затем он получил «Запорожец». Его в феврале 1984 года сразил инсульт, когда он ехал в машине за рулем. И обрел харьковчанин Пётр Негуторов вечный покой на канашском погосте. Крёстная пережила его на 10 лет, умерла она в 1994 году. В последние годы крёстная сильно страдала от рака пищевода, она не могла принимать пищу. Затем пропал голос. Разговаривать голосом у нас не получалось, ответы на мои вопросы она писала на тетради. Одна исписанная крёстной тетрадь у меня сохранилась. Крестная до самой пенсии трудилась то в районной, то в городской, то в узловой больнице. Шесть лет была старшей медсестрой городской больницы. Они очень дружно жили, никогда в их семье не слышала грубого слова. Пётр Захарович очень любил шутить, был весёлым человеком. Я его таким запомнила на всю жизнь.
Послесловие. Как же сложилась послевоенная жизнь Ольги Андреевой? Она была медицинской сестрой эвакогоспиталя 3062, что дислоцировалась в здании нынешнего сосудистого отделения. Но нигде – ни на стенде в горбольнице, ни в Доме детского творчества я не нашел о ней никаких сведений. Только предполагаю, что Ольга и Шура или были землячками, то есть из деревни Вторые Хормалы нашего же района, или учились вместе в школе медсестер, и эта фотография – довоенная.

Василий ЛАПИН

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *

*

code