Вторник, 16 апреля, 2024
Главная > Публикации > Есть такое слово – НАДО!

Есть такое слово – НАДО!

Сегодня Фарит Рашитович Алеев – успешный предприниматель, любящий, заботливый муж, отец, дедушка… А сорок лет назад, едва ему исполнилось 18, Фарита призвали в ряды Советской армии. Сначала в «учебку», в Академию связи, затем командиром отделения роты связи танковой части в Черкассы. А в январе 1980 года младший сержант Фарит Алеев одним из первых был направлен в Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск…

Студия ИЗО

Наша семья перебралась в Канаш из Кемеровской области, когда мне исполнилось четыре года. В Новокузнецке мой папа, Рашит Замалдинович, трудился на шахте. Мое веселое, беззаботное детство проходило во дворе 57-го дома по проспекту Ленина. Игры у нас были замечательные – в лапту и ромбики, футбол и хоккей… Играли до самой темноты, пока родители домой не загонят. Всем двором ходили на каток на городской стадион – Сергей Поносов, Саша Зыбин, Саша Герасимов… Сначала коньки крепились к валенкам, это были «снегурки», потом нам купили «хоккейки». В школе любимые предметы – черчение, рисование, НВП. Эти уроки вел очень корректный, внимательный, интересный педагог – Анатолий Савельевич Кутов. В классе 4-ом я записался в студию изобразительного искусства при Дворце культуры к педагогу Ивану Георгиевичу. Это было очень хорошее время. Студия располагалась на 3-ем этаже, там стояли наши мольберты – щиты с листами ватмана на стульях. В подвале у нас была большая мастерская, здесь мы рисовали большие плакаты, оформляли афиши. В основном, наша студия занималась оформительской работой: мы украшали сцену, стены, готовили дворец к праздникам. Вместе со мной в изостудии занимались Валера Александров – сейчас художник по янтарю в Питере, Слава Феофанов, Миша Дмитриев. Я очень благодарен знанию и опыту, которые здесь получил и которые очень мне пригодились – после армии я поступил в пединститут на худграф, много лет работал художником-оформителем.

Станция ЗАС

20 января 1980 года во время армейской службы в городе Черкассы, нас, несколько человек роты связи, подняли ночью по тревоге. Загрузили в машины. В Белой Церкви собрали на сборном пункте. Оттуда нас переправили сначала в Термез, затем в Кабул. Никаких вопросов «Куда, зачем?» не возникало. Есть гражданский долг и слово «Надо!» Сначала я был дежурным постовым. Но почти сразу заменил комиссованного на станции ЗАС – засекречивающей аппаратуре связи. В мои задачи входило поддерживать связь, принимать радиотелеграммы, отправлять их по назначению. Часто выезжали в рейды. В поездке в Джалалабад во время ночного привала наша колонна попала под обстрел. Танковые снаряды взорвались между нашей станцией и соседней машиной…

Скалы, солнце

Афганистан запомнился скалистыми, черными, выжженными горами. Палящим солнцем – в тени 40-45 градусов. Бедно одетыми людьми – в калошах на босу ногу. Голодными детишками – они прибегали к нам менять всякую мелочь, зажигалки, ножницы, на кашу и тушенку. Вода была привозной. Питьевая ценилась на вес золота. Поначалу многие заболевали гепатитом. Потом всем массово сделали прививки, эпидемия прекратилась. Часто бывали пищевые отравления. Хотя питались мы только в своей походной кухне, ничего местного старались не пробовать. В наш сухпаек входили тушенка, каши – рисовая, гречневая, перловая, галеты, сливочное масло в жестяной банке, сгущенка, рыбные консервы. В Кабуле мы познакомились с местным жителем, Саид получил высшее образование в Советском Союзе, хорошо говорил по-русски. Он рассказал об обычаях афганского народа, особенностях менталитета.

Сослуживцы

Нас не оставляли без внимания. Из Союза с концертами приезжали артисты – помню встречу с Иосифом Кобзоном. Вечерами показывали советские фильмы – кинотеатр разбивали под открытым небом. Вечером ребята собирались, пели под гитару душевные песни… А я рисовал! В основном портреты сослуживцев, рядом с ними рисовал их подруг. Практически у каждого нашего солдатика была заветная фотка любимой девушки… 19 ноября 1980 года начался мой путь домой: Кабул – Самарканд – Чапаевск – Казань – Канаш. В Чапаевск я заехал к другу – сослуживцу. В Канаше на вокзале меня встречали мама с сестренкой. Через несколько дней я поехал поступать в институт. Через три года Афганистан стал возвращаться в снах. Каждый год 15 февраля мы встречаемся с братьями-афганцами, вспоминаем былое, поминаем ушедших…

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *