Пятница, 19 апреля, 2024
Главная > Память > Любовь, война и память

Любовь, война и память

Валентина Афанасьевна Грозина, ветеран труда, вспоминает своего отца Афанасия Леонтьевича Леонтьева – героя Великой Отечественной войны и делится со всеми нами пронзительными строками единственного письма, которое прислал ее отец своей молодой жене…

Папа

Этому письму моего отца в нынешнем году исполнится 78 лет, оно пожелтело от времени, бумага истлевает, но я бережно храню его как самую ценную реликвию моей семьи. Я не видела его, но в детстве мне не хватало папиной ласки, его поучительных слов, хотелось ездить на его плечах, но этого никогда не было. Я благодарна моему деду Афанасьеву Михаилу Александровичу, что он заменил мне отца, я звала его папой. Мой отец, Леонтьев Афанасий Леонтьевич, родился в 1915 году в деревне Вурумсюты Цивильского района. Он работал дежурным на станции Ачакс Горьковской железной дороги. Здесь в семье железнодорожников жила молодая девушка Лида, которая работала учительницей в соседней деревне. Молодые люди встретились, полюбили друг друга, 10 июня 1941 года они поженились. Мечтали быть счастливыми, родить и воспитывать детей, но началась страшная война. Автор этого письма ушел на фронт защищать Родину от немецких захватчиков. Молодая жена осталась беременной. Письмо прислано из Арзамаса, в котором он находился на краткосрочной учебе. А с фронта мама получила одно письмо, в котором он очень хотел узнать, кто у него родился: дочь или сын. К сожалению, оно не сохранилось. Мама много раз писала ему, но ответов не было. Узнал ли он, кто у него родился, мама часто задавала себе этот вопрос, а потом пришла похоронка. Окончилась Великая Отечественная война. Мама моя не дождалась своего Фоню, а я – папу. Мама стала работать на разъезде, сначала стрелочницей, а затем дежурным по станции, работала и жила там до выхода на пенсию. Ее заслуги перед Отечеством отмечены многочисленными наградами, она получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Письмо отца

«Никогда не забываемая жена Лида! Сегодня, 27 марта, я решил написать к тебе два письма. Ох, Лида, как приехать мне домой, как бы тебя увидеть, хотя бы через окошко, чтобы сердце успокоилось… До чего же мне хочется увидеть тебя, Лида, поговорить с тобой душа в душу, посидеть рядышком, прижавшись друг к другу, и жить как прежде, не зная горя. Эх, канули в лету, наверное, эти счастливые дни. Неужели на своем веку не удастся мне еще раз увидеть былую жизнь? Да, надежда осталась как на кончике иглы. Обернуться бы мне птицей и долететь до тебя. Глубоко погрузившись в думу, Лида, я решил написать тебе вот так. Я не умею наполовину ненавидеть или любить. Я не умею отдавать только половину души. Я могу отдавать всю душу или ничего не отдаю. Здесь у нас часто бывает хорошо, бывает плохо, а бывает и страшно, тем не менее, если бы мне предстояло начать снова, я бы начал то же, что и делал. Я нахожусь в огне борьбы, в нашей жизни нет отдыха, ибо нужно спасать горящий дом. Некогда думать о себе. Работа и борьба кипят, но сердце мое в этой борьбе остается живым, тем же самым, каким было и раньше. Все мое время – это одно непрерывное действие, чтобы устоять на посту до конца. Я не щажу себя никогда, поэтому вы меня любите все, потому что вы все верите в меня. Это письмо, любимая моя жена Лида, мною начато 17 марта, но за неимением времени я не мог его отослать и не мог докончить. Лида, не сердись на меня, что я редко пишу письма, но я говорю, что у нас нет времени. С утра до полуночи все на ногах, на занятиях. Вы написали ко мне три письма, и я их получил и радовался… Лида, я тебя прошу, ты не смотри на меня, что я пишу мало и редко, ты давай пиши чаще, потому что когда из дома получишь письмо, как-то на сердце легко. Но коротко обрисую свою жизнь. Живу хорошо, но маловато хлеба, учеба идет отлично, а 27 марта за хорошую учебу и стрельбу получил от старшего сержанта благодарность, стрельбу сдал на отлично. Передай привет всем: папе, маме, Коле. Самый горячий привет от меня, Лида, тебе. Думаю, горевать больше не буду, теперь время такое, не мы одни так живем, а весь мир. Придет время, опять благополучно вернемся домой и будем жить на большой палец. А. Леонтьев»

 

Мы сделали запрос в Центральный архив Министерства Обороны РСФСР. Нам прислали сообщение, что «заместитель командира отделения минометчиков 73 гв. Стрелкового полка 25 гв. Стрелковой дивизии гвардии рядовой Леонтьев Афанасий Леонтьевич, 1915 года рождения, призван Канашским РВК Чувашской АССР, убит на передовой линии фронта при выполнении боевого задания 12 августа 1942 года. 25 гвардейская дивизия в период с 14 июля 1942 года по 11 мая 1945 года входила в состав действующей армии. Похоронен: юго-западнее берега реки Дон, против д. Ивановское Коротоякского (ныне Острогожского) района Воронежской области, в братской могиле №162».
Моя мама часто вспоминала папу и всегда говорила: «Лишь бы на земле не было бы войны и голода». А я добавила бы: «Чтобы дети росли с отцами и матерями».

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *