Суббота, 21 сентября, 2024
Главная > Публикации > Гений чувашской поэзии

Гений чувашской поэзии

В дореволюционной печати имя Константина Васильевича Иванова упоминалось всего два раза: весной 1908 г. как переводчика М.Ю. Лермонтова и осенью того же года – как собирателя народных сказок и предсказаний. Спустя многие годы ситуация в корне изменилась. Известнейшее и бессмертное произведение К.В. Иванова «Нарспи» переведено на языки народов России и мира, в том числе на татарский, марийский, башкирский, немецкий, венгерский, турецкий, мордовский, азербайджанский, украинский, болгарский, английский и якутский. По мотивам этого произведения создано несколько пьес, а на сценах Чувашского театра оперы и балета и Чувашской государственной филармонии поставлены опера и мюзикл. Не только современная чувашская художественная литература, взявшая свое начало в поэзии Константина Васильевича, прошла большой путь в своем развитии, но и чувашская культура в целом обогатилась новым идейным содержанием и новыми формами. 
Но порой, преподнося щедрый дар в виде многогранного таланта, судьба забирает жизнь. Так случилось и с Константином Ивановым. Он прожил трагически короткую жизнь, наследие которой останется на века. 
Константин Васильевич Иванов родился 27 мая 1890 г. в с. Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Республики Башкортостан) в состоятельной крестьянской семье. Отец будущего поэта был грамотным человеком и всем своим детям постарался дать соответствующее образование. 
С 1898 по 1901 гг. Константин Иванов учился в начальной школе. В 1903 г. старательный и способный юноша легко поступил в Симбирскую чувашскую школу. С первых дней К.В. Иванов показывал отличные успехи в учебе. Проучившись два года в приготовительном классе, в 1905 г. Константин Иванов перешел в первый класс этой школы. Помимо положенной школьной программы юноша с большим увлечением изучал произведения крупнейших классиков русской и западноевропейской литературы, интересовался чувашскими народными сказками и песнями, вслушивался в живую речь чувашского народа, отбирая из его сокровищницы все самое поэтическое и ценное.
Начало сознательной жизни Иванова связано с годами бурного подъема революционного движения в стране. Данные события затронули и Симбирскую чувашскую школу. В среде учащихся отчетливо слышались революционные настроения. Распоряжением попечителя учебного округа класс, в котором учился Константин Васильевич, в 1907 г. был распущен за участие в политических митингах и выражение протеста против устоев царизма. Все 37 учащихся, в том числе и К.В. Иванов, получили «волчий билет» без права продолжения учебы в каком-либо заведении. Он вернулся в родную деревню и занялся крестьянским трудом, сбором фольклора башкирских чувашей. 
Революционные события оказали большое влияние на Константина Иванова. Его интересовала уже не только жизнь школы, но и общественно-политическая жизнь страны, жизнь народа. С этого же времени шестнадцатилетний юноша решил посвятить себя литературной деятельности, наметил широкие творческие планы. В дневниковых записях молодого поэта появлялись стихотворные строки, которые позже целиком вошли в поэму «Нарспи». Формировались творческие идеи для написания других произведений.
 
 
 

Но порой, преподнося щедрый дар в виде многогранного таланта, судьба забирает жизнь. Так случилось и с Константином Ивановым. Он прожил трагически короткую жизнь, наследие которой останется на века. 

 
 
В 1907 г., когда утих шум, поднятый вокруг бунтовщиков чувашской школы, просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев вызвал к себе талантливых учеников и предложил работу по переводу книг на чувашский язык. К.В. Иванов с увлечением редактировал чувашские учебники, переводил произведения русских писателей на чувашский язык. С этого момента началась его литературная деятельность. За короткий срок он написал стихотворения «Кěркунне» (Осень), «Ватă вăрман шухăшě» (Думы старого леса), «Выçă аптранăскерсем» (Голодные), стихотворные сказки и легенды «Тăлăх хěр» (Вдова), «Тимěр тылă» (Железная мялка), «Икě хěр» (Две дочери) и мн. др. 
Во время пребывания в Симбирской школе Константину Иванову в литературной работе немалую помощь оказывал И.Я. Яковлев. При прямом участии чувашского просветителя в 1908 г. вышла в свет книга «Сказки и предания чуваш», куда вошли произведения К.В. Иванова, в том числе поэма «Нарспи», вызвавшая всеобщий восторг. 
В начале 1909 г. в Симбирской классической гимназии Константин Васильевич блестяще сдал экзамен экстерном на звание учителя и с весны 1910 г. начал работать учителем чистописания и рисования в двухклассном училище при Симбирской чувашской школе. В то же время многогранный талант Иванова проявлялся в живописи, графике, скульптуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве и музыке.
Молодой поэт только начинал свой путь. Поэму «Нарспи» К.В. Иванов считал лишь ученической пробой пера, первым опытом создания эпического произведения о чувашском народе. Позднее друзья интересовались, почему же он ничего не пишет после «Нарспи», но Константин Иванов неизменно отвечал: «Придет время»…
К сожалению, судьбой ему было отмерено всего лишь 25 лет. В марте 1915 г. поэта не стало. На похоронах уже великого, но еще безвестного поэта в родном Слакбаше крестьянам раздавали ту самую книгу «Сказки и предания чуваш», в которой была напечатана «Нарспи» – прекрасная поэма, ставшая жемчужиной чувашской поэзии. 
Безвременно закатилась звезда национальной поэзии, но в истории чувашского народа и его культуры творчество Константина Васильевича Иванова было прекрасным и быстротечным мгновеньем, оставившим за собой блестящий и неугасающий след.
Людмила Васильева, 
главный архивист Госархива 
современной истории Чувашии

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *