Пятница, 19 апреля, 2024
Главная > Публикации > Достойный сын деревни Маяка

Достойный сын деревни Маяка

– Майоровы – известные люди в населенных пунктах Приурюмья. Петр Васильевич Майоров родился в 1892 году в селе Тобурданово. Воевал в Гражданскую войну. До организации Канашского района с 1921 по 1927 годы трудился председателем Тобурдановского волисполкома, избирался первым председателем колхоза «Юман» (Дуб). С супругой Марией Петровной в 1928 году одними из первых переехали в новый выселок – в будущую деревню Маяк. Вырастили и воспитали девятерых детей, семеро из них получили высшее образование, – рассказывает житель деревни Маяка Малов Владимир Петрович. – Один из сыновей, Николай, сложил голову на фронте в Великую Отечественную войну.

Старший из сыновей, Александр, родился в 1919 году в селе Тобурданово, воевал, службу закончил в звании полковника. Я с ним беседовал ровно 20 лет назад, когда он в 2002 году приезжал на 50-летний юбилей племянницы Любы, дочери старшей сестры Анастасии. Ему тогда было 83 года. «Не пью, не курю, у телевизора не засиживаюсь, всю жизнь дружил со спортом», – признавался мне ветеран вооруженных сил. Память – штука не надежная, чтобы не забыть рассказ полковника, я записал его в тетрадь.
Вот его краткое изложение.
– В 1939 году окончил среднюю школу и поступил в Чувашский пединститут на факультет немецкого языка. Но в конце октября меня призвали на действительную службу и определили в полковую школу в городе Новозыбкове. После месяца учебы меня и еще несколько человек перевели в Могилевское общевойсковое военное училище. В мае 1941 года мы получили направление в Брест, в 22-ю танковую дивизию, меня назначили командиром взвода.
В ночь с 21 на 22 июня я был оперативным дежурным по батальону. В 4 часа утра начался артиллерийский обстрел города, а немного позже – бомбежка. Первоначально мы думали, что это наши соседи-артиллеристы спозаранку на полигоне упражняются. Бомбежка все усиливалась, и стало ясно, что это война. Мы продержались до 29 июня и пошли пешком в направлении на Минск – Калугу и дальше за указаниями в Москву.
Получили назначение в пос. Лось Московской области. Там как раз началось формирование 644-го отдельного автобатальона резерва Верховного Главнокомандующего на базе автопредприятий Москвы и Московской области. Со всех сторон к нам прибывали самые мощные в то время ЗИСы-5, трехтонные, с шоферами. В конце сентября нас перебазировали в Малаховку, поближе к центральным складам боеприпасов, которые располагались в пос. Томилино. Началась круглосуточная – почти непрерывная работа по обеспечению сражающихся частей всем необходимым – авиабомбами, снарядами, продуктами, одеждой и медикаментами.
– Какое впечатление производила военная Москва?
– Окна домов были обклеены полосками бумаги, витрины магазинов заложены мешками с песком. Тысячи людей разных возрастов строили на улицах города и вокруг Москвы оборонительные рубежи. В дождь, мороз они сооружали десятки километров надолбов на улицах Москвы, тысячи и тысячи метров баррикад, проволочных заграждений, сотни километров противотанковых заграждений вокруг Москвы.
– Александр Петрович, расскажите, пожалуйста, о поездках к линии фронта.
– Ехали мы со скоростью 25-30 км/час, не больше. Старались максимально использовать вечернее и ночное время. Дороги были труднопроходимые, особенно в Калининской области в направлении на Осташково, Ржев. Они проходили по болотам, на которые были настланы гати, но иногда настил не выдерживал такой нагрузки и машины застревали, проваливались.
Как-то получили задание снабдить всем необходимым партизанский отряд в Брянском лесу. Загрузились и через Москву, Мценск, Орел, Брянск прибыли в так называемые Орловские дворики, где базировались партизаны. По дороге нас бомбили, но мы приехали удачно, не пострадали. Разгрузились и поехали в обратный путь по тому же маршруту. Подъезжаем к Брянску, а он горит весь после бомбежки! Поехали другим путем – через Мичуринск, Рязань, Москву и добрались до Малаховки, места нашей дислокации.
– Вы говорили, что в 1942 году в июне вас направили в Сталинград…
– Да, но до Сталинграда наша рота выполнила особое секретное задание. Оно заключалось в следующем. В районе Старой Руссы в лесу находилась только что освобожденная из окружения латвийская дивизия. Колонну из 25 машин загрузили одеждой, обувью, продуктами питания, медикаментами и даже водку взяли. Путь наш пролегал через Москву, Калинин, Осташково, Пено. Дорога была ужасная. Только через пять суток добрались до места назначения. Нас встретили оборванные, изможденные голодом люди, которые несколько недель питались древесной корой и лягушками. Разгрузились и вернулись в Малаховку. За выполнение этого задания я получил первую медаль «За боевые заслуги».
– Как вы познакомились с вашей супругой?
– С Марией Никифоровной я познакомился в 1941 году в Малаховке, она работала в больнице медсестрой. Несколько лет переписывались, а в 1946 году расписались, создали семью. У нас трое детей и четыре внука. Дочери окончили иняз и преподают французский и немецкий языки, а сын трудится инженером-техником по связи на фирме «ЗАО-Сухой». После войны служил в Средней Азии, в Китае. Кстати, имею две боевые награды от Китайского правительства, причем одну из них вручал мне сам Чан Кай Ши.

К печати подготовил Василий ЛАПИН

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *