Главная > Публикации > Он был мне другом и учителем

Он был мне другом и учителем

Портрет Анатолия Миттова.
Автор Н.М. Бабанов

Село Тобурданово для многих людей в Чувашии – родина известного художника А.И. Миттова. В самом деле, Анатолий Миттов является одним из наших прославленных земляков. Ему в этом году исполнилось бы 90 лет. К этой дате я написал его портрет.

Мы с ним жили по соседству, дружили с детства, играли вместе, купались в Урюме, катались на коньках и лыжах, сражались в шашки и шахматы, ходили в школу, учились в одном классе, сидели за одной партой. Даже беды у нас были общими: однажды втроем провалились под лед на р. Урюм. С трудом выбравшись, мы с Ваней Ломжевым побежали домой. Нас мамы, конечно, отругали, но напоили горячим чаем и посадили на теплую печку. А Толик спрятался в конюшне и долго сидел там в мокрой одежде. После долго болел, этот случай подорвал его здоровье.

В селе все дети растут в труде. А наше детство пришлось на военное время. Отцы ушли на фронт, на наши детские плечи легла вся тяжелая мужская работа. Мы пахали землю, бороновали, сеяли, убирали урожай, рубили и возили лес. И после войны жизнь была нелегкая: мой отец погиб на войне, мама осталась вдовой с четырьмя детьми. Когда она сломала ногу, моей учебе в школе пришел конец. Я был старший сын в семье, пришлось бросить школу и все заботы взять на себя.

Отец Толика, Иван Максимович Миттов, 1889 года рождения, был участником Первой мировой войны, 8 лет находился в плену в Германии. Немецкий барон выучил его на механика. Ему удалось бежать из плена и вернуться домой. В нашем селе он работал на мельнице на Тобурдан-сирмы механиком и мельником, поэтому ему дали бронь. Мы с Толиком вместе носили ему обед. Дядя Ваня показывал нам мельницу, она работала на дизельном двигателе.

Старший брат Толика, Николай, очень хорошо рисовал, играл на разных инструментах. Большой портрет Надежды Крупской его работы висел в сельском клубе. Он был талантлив во всем: по его эскизам были украшены многие наличники в селе. Он и сам вырезал по дереву, его работа сохранилась до сих пор на доме Матросовых. По его примеру и мы с Толиком научились играть на балалайке и гитаре. Толик часто исполнял чувашские, татарские и русские народные мелодии.

Толик с детства мечтал стать художником, возможно, что к этому решению подтолкнули рисунки брата.

Мы с ним вместе часто ходили в лес на пасеку. Это была частная пасека, где Миттовы держали несколько семей пчел. Пасека стояла в лесу с южной стороны села, недалеко от д. Дубовки. Сначала мы шли через колхозные поля, потом долго по лесу, переходили через глубокий овраг с ручьем. Там росли удивительные растения: камыш, сказочный папоротник, старые березы, могучие дубы, на пригорках душистая спелая малина, на полянках земляника… Пасека стояла в липняке. Когда липа цвела, лес наполнялся медовым духом. Пчелы прилетали с нектаром и с гулом садились на прилетные доски.

В доме пасечника пахло прополисом, воском и медом. Это были незабываемые впечатления.

Мы с Толиком вместе ходили на вăйă. Молодые люди в селе после Троицы каждый вечер выходили на гуляния: пели, танцевали, играли, водили хоровод. Знатоки старинных песен запевали обрядовые песни, молодежь у них училась. Детвора тоже была тут, у них были свои игры в догонялки. На каждой улице было место сбора на хоровод, обычно это было начало широкого проулка.

На Петров день с утра молодежь со всего села собиралась на аслă вăйă в центре села, на площади у моста. С каждой улицы шли хороводом с песнями, из Яманово тоже приходили в Тобурданово.

У нас село большое, собиралось очень много народу. Сначала пели, танцевали и играли в центре села, потом переходили с улицы на улицу, останавливались у каждого проулка. Молодежь водила хоровод, старики наблюдали: примечали красивых девушек, оценивали наряды, слушали песни.

Из Тобурданово направлялись в соседнюю деревню Яманово. Там продолжали водить хоровод, проходили по всем улицам. Заканчивался праздник гуляниями на поляне в конце села.

Парни в этот день знакомились с девушками. Когда хоровод приходил на Уй кас, нас, троих мальчиков: меня, Толика Миттова и Толика Кошкина приглашала к себе в гости наша крестная Анна Васильевна Миттова. Дома у них уже был накрыт стол: шăрттан, чăкăт (сыр), разные соления, шаркку, пиво чувашское… Наш крестный Иван Николаевич Киселев обнимал и целовал каждого из нас, приговаривал: «У ста человек сто сыновей, у меня – три сына». У них в семье не было мальчиков, были только дочери.

В Петров день гуляли допоздна, а после вăйă прекращались, начиналось время уборки урожая.

Свою глубокую привязанность к чувашским корням и талант художника Анатолий Миттов получил в дар от своих предков древнего тобурдановского рода Митта. Необыкновенно красивая природа окрестностей нашего села, участие в крестьянском труде и национальных развлечениях молодежи обогатили этот дар и развили в будущем художнике способность видения и отображения особенностей быта, труда и праздничных событий чувашей.

Оценив по достоинству способности ученика и зная о мечте стать художником, директор школы Скворцов помог ему поступить в Чебоксарское художественное училище после 7 класса.

В 1961 году Анатолий Миттов лето провел в родном селе Тобурданово. Будучи студентом Ленинградского института живописи им. Репина, он трудился над дипломной работой: собирал материалы о жизни чувашского села, фотографировал, делал зарисовки. Уединялся в домике пасечника с двумя маленькими окошками, писал картины, много думал, переписывал, никому не показывал. Однажды он мне сказал: «Завтра приходи в домик пасечника, увидишь мою дипломную работу. Смотри, запоминай, ничего не говори». Я на следующий день в лесном домике с удивлением рассматривал иллюстрации Анатолия Миттова к поэме Константина Иванова «Нарспи». Как-будто распахнули передо мной богатый сундук чувашской старины, где были бабушкины вышитые наряды с серебряными украшениями, старинные песни, нескончаемая работа в поле, ястребы под самой макушкой неба, свадебные поезда и красивые лошади, вăйă.

Это было новое слово в творчестве чувашских художников. Миттов, глубоко понимая жизнь нашего народа, его судьбу, прочувствовав на себе тяжелый труд и моменты радости, пропустив все это через свое сердце, сумел сконцентрировать в картинах и отобразить по-своему чувашскую старину. Эта дипломная работа была оценена по достоинству экзаменационной комиссией в институте, она и сейчас хранится в музее Академии художеств имени Репина среди лучших работ выпускников. В этих картинах проявились неординарные способности молодого художника и высокий профессионализм, наметилось его славное будущее в творчестве.

Его дорога оказалась не такой уж гладкой: здоровье было слабое, и не сразу было поняты и приняты его новаторские приемы в творчестве, встретили жесткий отпор со стороны консерваторов во власти и в среде творческих людей.

В 1962 году осенью, будучи на курсах повышения квалификации, я месяц жил у него дома в Чебоксарах. Он проживал в одной комнате двухкомнатной квартиры на проспекте Ленина. Одна металлическая кровать, вместо стола – перевернутый фанерный ящик из-под спичек, вместо столешницы – чертежная доска.

Анатолий Миттов сдал свой триптих «Сказ о Волге» на конкурс-выставку «Большая Волга». Триптих состоял из картин «Волга былинная», «Волга революционная» и «Волга индустриальная». Комиссия не пропустила его триптих на выставку, работы вернула обратно. Мы с ним вдвоем эти крупные работы принесли с художественной галереи домой. Он был очень расстроен. Чтобы разрядить обстановку, я сказал: «Жизнь продолжается. У нас еще все впереди. Сегодня устроим праздник назло всем недоброжелателям».

В магазине купили две табуретки и две бутылки пива. Сварили картошку, привезенную мной из Тобурданово. Оказалось, посолили оба. Все равно Толик сказал: «Царский ужин! Давно не ел горячей пищи». С удовольствием поели с огурцами из деревни, пили пиво, вспоминали детство.

По воскресеньям у него в комнате собиралась творческая молодежь: Праски Витти, Николай Карачарсков, Нинель Ургалкина, Петр Сизов и другие. Они говорили на горячие темы искусства, спорили, обсуждали работы художников республики.

Пока я жил у Толика, он учил меня видеть красоту природы, учил азам изобразительного искусства, заставлял рисовать карандашом, исправлял мои ошибки. Говорил: «Тебе учиться надо, тогда из тебя получится художник».

Конечно, мне очень пригодилась его школа, когда я открыл оформительскую мастерскую при Доме Культуры в родном селе, и позже, когда сам начал писать картины.

Жизнь Анатолия оказалась очень короткой. Несмотря на это, он оставил заметный след в развитии чувашского искусства, стал первооткрывателем изображения старины, использовал для этого новаторские приемы. Его полные философского звучания о жизни родного народа серии картин «Чувашская старина», «Чувашский лес», «Алран кайми аки-сухи» вызывают неизменный интерес, поднимают на более высокий уровень национальное самосознание чувашей, заставляют возвращаться к своим корням, изучать старину, думать о сохранении чувашского языка, традиций, и, наконец, гордиться тем, что мы – чуваши!

Николай Бабанов, заслуженный работник культуры РСФР, художник.

Автор картин и фотографий Анатолий Миттов

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *