«Артек» отметил 100-летний юбилей. Мне, как артековцу 1961 года, пройти мимо этого события не даёт память. Она пронзительно высветила ярчайшие воспоминания далёкого, но не забытого детства…
Всё начиналось в 1958 году. Семья наша переехала в «сталинский» элитный дом напротив Дворца Культуры. Школа №10 (в то время №63) была через дорогу. Открывшийся в 1957 году Дворец Культуры ВРЗ – напротив. Канашская ребятня вступила в эпоху дворовых пионерских отрядов. Летом 1959 года комсомольцы из горкома установили в нашем дворе мачту для флага, выстроили из вагонных досок большую беседку, дали горн, барабан. Меня назначили председателем дворового отряда.
Каждый день в 7 часов утра горнист трубил сбор на физзарядку. Поначалу собирались со скрипом, многим хотелось спать. Настойчиво собирали по квартирам капризных «сонь», и только потом начинали зарядку. На линейку, к 9 утра, выходили уже все. Под бой барабана выстраивались у флагштока, поднимали дворовое знамя. Обсуждали текущие дела, знакомились с распорядком дня, а затем шли на завтрак, в беседку. Как правило, это была большая кастрюля отварной картошки с зелёным луком и чай. Затем ежедневные походы в близлежащие леса, поля, на пруды, увлекательные и озорные масс-старты, походы в кино.
К вечеру возвращались, умывались, переодевались и выходили во двор, на танцы. Я выносил баян, садился повыше на теннисный стол, растягивал меха. Начиналось самое приятное времяпрепровождение. Девчонки пели, мы же были не очень голосистыми, зато танцевали от души. На звуки подтягивалась детвора с близлежащих домов и посёлка. Собиралась внушительная ватага ребят. Мне на помощь выходили Нина Владимирова и Лида Мардарьева из нашего дома со своими баянами (мы все трое учились в музыкальной школе) и веселье продолжалось с утроенным размахом.
Наш двор был центром притяжения соцгородской детворы. Ну а Дворец Культуры стал для меня вторым домом. Нас, активных, неугомонных, весёлых, творческих, объединил детский сектор ДК, руководила которым Анна Ивановна Красильникова – настоящий лидер, фанат, активист, организатор детского досуга. Лично я посещал все кружки у неё. Это были и драматический, кукольный, танцевальный, туристический, хоровой. В основном с баяном, готовили концертные программы, выступали на дворовых агитплощадках в центре города. Были походы в летнее время, зимой обслуживали дворцовские ёлки, городские мероприятия. Ходили в трёхдневные походы, ездили на экскурсии в близлежащие города республики и Горьковской области. И везде мы пели, танцевали, разыгрывали мини-спектакли, интермедии, читали литературно-музыкальные монтажи на торжественных, городских собраниях. Вот за всю эту деятельность горком ВЛКСМ наградил меня путевкой в «Артек». Это был незабываемый август 1961 года.
В 13 лет я впервые увидел море. Оно искрилось серебром в лучах полуденного солнца по всей линии горизонта. Такой вид открылся из окна автобуса, когда мы ехали из Симферополя в «Артек», спускаясь с горного перевала. Только подъехав ближе, я увидел, какое оно голубое и совсем не чёрное. Определили меня в «Артек» Морской (4 дружина). Всего же в то время было четыре Артека: – Горный, Лазурный, Кипарисный и Морской.
Наш отряд «спартаковцев» обосновался в первом корпусе (на фото он слева). Чудная архитектура строения восхитила меня. Я даже не представлял, что бывают такие курортные корпуса. Стекло, пластик, алюминий, никелированная сталь, полированное дерево. Море почти у ног, в 10 метрах! На него выходят раздвижные стеклянные двери – стены. Всё необычно и красиво, как в сказке.
С первых дней, восторг и восхищение происходящим не покидало меня до конца пребывания в Артеке! Сколько жизнерадостных, улыбчивых, открытых, дружелюбных, умных, и в то же время простых мальчишек и девчонок я увидел здесь! Мы все подружились в первый же день.
Учитывая, что лагерь был международным, интерес общения с иностранными детьми имел абсолютно захватывающий характер. В палате из 11 мальчишек четверо были иностранцами. Справа от меня стояли кровати двух братьев-французов – Мишеля и Яника. Слева от меня устроился немец. На противоположной стороне обосновался американец – Бобби Брусмейер. Были таджики, латыши, ну и свои, из России. Всего в отряде было 44 человека, девочек и мальчиков – пополам.
Наш вожатый – Муравлёв Вячеслав Афанасьевич был молодым красавцем. Юморной, весёлый, умный выпускник пед- института – мы все влюбились в него сходу. Жизнь в Артеке – это ежедневный, яркий праздник, почти что с невероятными событиями. Мы с наслаждением и упоением участвовали во всём, что нам предлагал режим и распорядок дня. Это ежедневные встречи международных и союзных делегаций, регулярные приезды знаменитых личностей со всех континентов.
23 сентября 1961 года наш отряд встречал и сопровождал космонавта № 1 – Юрия Гагарина и космонавта № 2 – Германа Титова. Мне даже выпала честь повязать Герману Титову артековский, пионерский галстук и приколоть четыре артековских значка. Я это сделал с большим трудом, руки от волнения не слушались. Было ощущение нереальности происходящего, будто во сне. Ведь для нас, мальчишек, они были небожителями.
Насыщенность и динамичность событий спадала к вечеру, когда тёмная, южная ночь высвечивалась мириадами звёзд над морем. Знаменитые августовские метеоритные дожди хорошо наблюдались на Костровой площади, во время демонстраций фильмов для артековцев. Символы Артека – гора Аю-Даг (Медведь-гора) и скалы Адалары недалеко от берега. Их не спутаешь ни с чем. Они остаются в памяти на всю жизнь.
Непременным сервисом были морские прогулки на катерах по Чёрному морю, экскурсии в Севастополь с осмотром панорамы обороны Севастополя в Крымской войне 1954 года, диарамы штурма Сапун-горы под Севастополем в годы Вов. Посещение Никитского ботанического сада, Ялты, Одессы, походы на Аю-Даг.
Случилось так, что я обслуживал свой «Морской Артек» музыкальным сопровождением всю смену (40 дней). Не приехал штатный баянист, а я из выбранных юных музыкантов показал на кастинге лучший результат и вполне справился с артековскими песнями и танцами. Физзарядка и различные конкурсы тоже проходили под музыкальное сопровождение 13-летнего пацана из Канаша. Штаб объединённого Артека предложил мне наградную смену в 40 дней, чему я был невероятно рад. Представляете?! 80 дней в Крыму, да ещё в «бархатный» сезон! Вы не поверите, я вырос за 3 месяца на 13 сантиметров!..
Расставание было ошеломляюще тяжелым. Я даже не представлял, что так буду страдать. Группу из Поволжья вывозили первой. Перед автобусом толпа провожающих плакала навзрыд. Нас не могли разнять сопровождающие. Мой любимый вожатый сел со мной в автобус. Мы с ним в обнимку доехали до окраины артековского комплекса. Здесь он ещё раз крепко обнял меня, оттолкнув, выскочил из автобуса и побежал бегом, закрывая лицо руками. Только здесь я осознал, что с ним я прощаюсь навсегда… Я просто орал от накатившей трагедии расставания…
С тех пор прошло 64 года. Эта сказка стоит у меня перед глазами. Я ничего не забыл. Я помню всё, что было в моём далёком, счастливом детстве… В год 100-летнего юбилея Международного детского лагеря «Артек» хочется поздравить всех пионеров тех лет, ныне глубоких пенсионеров. Пожелать им здоровья, тёплых воспоминаний, крепкой памяти и неугасаю- щего оптимизма! Мы никогда не забудем эти строки Николая Шестакова, положенные на музыку Дмитрия Кабалевского: «Поднятие флага, туман Аю-Дага, тебя, наш весёлый «Артек», и крымские зори, и синее море, мы вас не забудем вовек!»
Владимир Кириллов,
преподаватель ДМШ