В последнее время на нас буквально обрушился шквал очень тревожных новостей – трагедии с участием подростков в Улан-Удэ, Перми, Москве…Что происходит с нашим обществом? Это адская примета только нашего времени или сейчас об этом просто больше говорят (пишут, показывают)? С этими очень непростыми вопросами помогает разобраться педагог-психолог Центра образования и комплексного сопровождения детей Иванова Гульнара Фархадовна:
— Действительно, все очень удручающе… Мы живем в период глобальных мировых изменений. Попробуем выстроить психологический портрет современного подростка. Ребята, которых принято называть поколением Z, – это дети мультимедийных технологий. Digital Native, «Цифровой человек» – это поколение, родившееся в информационном обществе. Подростки связаны между собой интернетом: Youtube, мобильные телефоны, соцсети. Картина мира выстраивается посредством цифровой виртуальности, существующей по своим правилам: в играх всегда есть несколько жизней. В виртуальном мире всегда исполняются желания. Все это дается им легко и быстро, одним кликом.
— Педагоги, психологи, журналисты пытаются найти или хотя бы обозначить причины детской, подростковой агрессии. Виноваты – интернет, телевизор, ученическая нагрузка в школах… И с этим не поспоришь. Наши дети «подсели» на смертельно опасные группы «Колумбайнеры», «Синий кит», «АУЕ»…
— Дети находятся в ситуации непрерывного эмоционального напряжения из-за постоянного чувства незащищенности, беззащитности. Это связано с отсутствием опоры в близких людях. Мамы-папы пропадают на работе. Вы поспорите со мной, сказав, что и с вами раньше тоже никто не нянчился. Однако, наш подросток, в отличие от нас в детстве, сталкивается с постоянно раздраженными родителями, поглощенными всевозможными проблемами. Единственным «другом» выступает телефон, компьютер, планшет… Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, обидчивы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в таких группах, как «Синий кит».
— Зло интернета заключено и в том, что дети перестали чувствовать чужую боль – они воспринимают других людей, как картинку в интернете…
— Подростки ограничены в общении как со сверстниками, так и со своими родителями. Общение восполняется смсками, чатами в соцсетях, в которых они сидят сутками… Отсюда и неумение различать эмоции: уместный в переписке смайлик подросток не может передать в ситуации реального общения. Таким образом, мы видим очередное качество современного подростка – одиночество…
Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде. Неограниченный доступ к информации придает им уверенность в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Они быстрее развиваются, чем дети этого возраста 10-15 лет назад. Сегодняшние подростки – это поколение опытных потребителей, знающих, чего они хотят и как это получить. Все правила жизни, все стандарты поведения, все ответы на вопросы наши подростки получают в интернете. ..
— Хорошо, мы об этом знаем, но что с этим делать? Как научить наших детей эмпатии? Как помочь им полюбить мир, людей вокруг? Что мы, взрослые упустили и должны немедленно наверстать?
— На сегодняшний день государство разрабатывает и внедряет практику наставничества. Я, к сожалению, не застала те времена пионерии, когда назначались вожатые, старосты, помогающие ребятам помладше в решении самых разных вопросов. Модель наставничества будет представлена и в нашем городе. Ближайшие 2 месяца ведущие педагоги, психологи Чувашии будут внедрять практику наставнической деятельности в школах по всей республике.
Светлана Кузнецова