Жизнь стремительно меняется… А вместе с ней меняются возможности получения государственных и муниципальных услуг. Теперь нет необходимости простаивать длинные очереди, чтобы оформить загранпаспорт или узнать о своих пенсионных начислениях. Все услуги можно получить в электронном виде. О том, как работает электронная система оказания помощи населению, рассказал министр информполитики Чувашии Александр Иванов.
— Александр Степанович, Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию поставил такую задачу: «В течение шести лет обеспечить предоставление практически всех госуслуг в режиме реального времени». Чувашия сможет выполнить эту задачу?
— Чувашская Республика сделает всё возможное для выполнения поручения главы государства. Задача поставлена непростая, но осуществимая. Формирование электронного правительства – новый курс развития современного государства. Большинство востребованных услуг уже сейчас можно получать онлайн, не выходя из дома. Взаимодействие налажено в самых разных сферах жизни человека: ЖКХ, образование, здравоохранение, транспорт, социальная сфера и др. Конечно, перечень доступных услуг и сервисов будет расширяться, чтобы максимально упростить процесс взаимодействия власти и общества. Мы приложим все усилия для того, чтобы у жителей республики была возможность получать все госуслуги с помощью дистанционных сервисов.
Не менее важное направление – интеграция региональных информационных порталов с Единым порталом госуслуг. Учетная запись от сайта выступает своеобразным ключом, открывающим пользователю новые цифровые возможности. Зарегистрировавшись один раз, гражданин может получать услуги на самых разных государственных сайтах.
— Сколько человек уже зарегистрировано на ЕПГУ? Какая возрастная категория наиболее активна?
— По данным Минкомсвязи России, на Едином портале госуслуг зарегистрировано 68 млн граждан страны. Чувашия продолжает сохранять стабильную динамику роста числа пользователей ресурса. Учетную запись на сайте «Госуслуги» имеет больше половины населения республики в возрасте от 14 лет и старше (56,3%). Чаще всего к возможностям портала прибегают молодежь и люди среднего возраста.
— В этом году изменился порядок электронной записи к врачу. Жители нашей республики уже привыкли к этому новшеству? Пользуется ли эта услуга популярностью, как и в прошлом году?
— С 1 февраля для электронной записи к врачу стала обязательной регистрация на Едином портале госуслуг. Нововведения призваны облегчить работу для граждан с личным кабинетом на портале, не нужно запоминать дополнительные логины и пароли для доступа ко всем электронным государственным услугам.
Для записи на прием к врачу нет необходимости проходить полную регистрацию, достаточно ввести данные своего паспорта и СНИЛС. Взрослый может записать через себя ребенка, указав его данные СНИЛС. Сохраняется возможность записи к врачу традиционными способами: через регистратуру или call-центр. Ежегодно в Чувашии более 2 млн записей на прием к врачу проходит через электронную регистратуру, а это каждое четвертое посещение.
— Какие еще услуги наиболее востребованы в нашей республике?
— На сегодняшний день органами власти Чувашии в электронной форме оказывается порядка 60 государственных и муниципальных услуг, касающихся самых разных сфер жизни населения. В 2017 году жители республики направили порядка 168 тысяч заявок на получение региональных услуг через сайт «Госуслуги». Обращаемость к порталу выросла в 3 раза. Среди региональных услуг наибольшей популярностью пользуются запись на прием к врачу, сервисы органов ЗАГС, запись в детский сад, выдача архивных справок. Самые востребованные федеральные услуги – получение информации о состоянии лицевого счета в ПФР, регистрация автомобилей, получение водительских удостоверений и регистрация по месту жительства или прописки.
По исследованиям Росстата, в 2017 году 60% населения пользовалось услугами в электронном виде.
— С этого года можно получить разрешение на строительство в электронном виде. Расскажите об этом поподробнее.
— С 2018 года получить разрешение на строительство или ввод объекта в эксплуатацию, заказать градостроительные планы стало еще проще. Услуги в электронном виде теперь оказывают все администрации городов, а также сельских поселений. Ранее сервис был доступен только в Чебоксарах. Заявка подается через Единый портал госуслуг. Здесь необходимо заполнить специальную форму и прикрепить нужные документы. Запрос напрямую поступит в орган власти, а результат в электронном виде поступит в личный кабинет пользователя.
— Какие еще новшества ожидают пользователей ЕПГУ в этом году?
— В 2018 году продолжат действовать важные нововведения прошлого года. Воспользовавшись Единым порталом госуслуг, пользователи могут сэкономить не только время, но и деньги – по ряду услуг можно получить скидку на оплату госпошлины.
В разделе «Моё здоровье» на Едином портале госуслуг появятся новые услуги для граждан, например, актуальная информация о прикреплении к медицинской организации и выбранной страховой компании, возможность оформления заявления о прикреплении к медицинской организации и получения информации из своей электронной медицинской карты.
Чувашская Республика вошла в число получателей субсидии из федерального бюджета в объеме 12,5 млн рублей на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий в 2018 году. Средства пойдут на перевод новых госуслуг в электронный вид, модернизацию регионального контента на ЕПГУ.
— Напомните, пожалуйста, нашим читателям, где можно зарегистрировать учетную запись портала госуслуг и подтвердить личность?
— В регионе развернута сеть Центров обслуживания пользователей ЕПГУ. Зарегистрироваться на федеральном ресурсе, подтвердить учетную запись, получить консультации специалистов можно в многофункциональных центрах и центрах занятости населения, управлениях (отделах) Пенсионного фонда России, регистрационно-экзаменационных отделениях ГИБДД, отделах ЗАГС, БУ «Центр информационных технологий» Мининформполитики Чувашии, а также в ряде других учреждений.
Записала Алена Пчелкина