Вторник, 5 ноября, 2024
Главная > Публикации > Ажь Пёййв, Кугече и Ытжыт Лун

Ажь Пёййв, Кугече и Ытжыт Лун

Национальные особенности Пасхи у народов России

Пасха считается самым главным и светлым христианским праздником. Она даже чуть больше, чем Рождество, поскольку своей крестной смертью и воскресением Христос искупил все грехи человечества и дал надежду на новую жизнь. Отмечается она во всех уголках нашей страны, но разные народы встречают ее немного по-своему.

Весна в доме

В Якутии перед Пасхой приносят в дом небольшие лиственницы. Деревца ставят в воду, в тепле они очень быстро оживают и жилье наполняется тонким запахом распускающегося хвойного деревца. Коми-пермяки делают соломенное украшение – фонарик, а крашеные яйца укладывают в висящие перед иконами соломенные корзинки – «кольть видзан» (яичный держатель). Удмурты плетут лампадку из сухих стеблей злаковых растений, которую наряжают кусочками разноцветной скорлупы, яйцами, нитками, яркими лоскутками.
Во многих северных регионах традиционно украшают дома не только засушенными и искусственными цветами, но и живыми весенними букетами первоцветов. Наряжают ими стол, иконы, дарят друг другу гвоздики, нарциссы и гиацинты. Последние в старину называли пасхальными лилиями. А гвоздика по христианской символике – цветок Христа. Она расцветает в день рождения Спасителя и отождествляется с его страданиями.

Зеленая горка

Якуты выращивают к празднику веселую «зелёную горку» из пшеницы или овса, олицетворяющую весеннее возрождение природы. На проращивание зерна уходит довольно много времени, так что высаживают ее минимум за 3 недели до Пасхи. Траву украшают небольшими фигурами курочек, свечами и цветными яйцами: крашенками, драпанками, крапанками, малеванками и яйчатами. 

Покрашено, размалевано, сплетено

Яйца отваривают, а затем красят различными способами. На малеванки наносят индивидуальный, придуманный на основе народных мотивов рисунок. На драпанках или шкрабанках, процарапывают узоры металлическим стержнем. Они затем красиво проступают на монотонном цветном фоне. Крапанки от других яиц отличают разноцветные круглые капли, пятна или полоски. Крашенки же однотонны.
Писанками называют сырые яйца, расписанные и предназначенные в подарок. Высохшие, они служат оберегом. Яйчата делают из дерева, фарфора, бисера или бумаги.
Не забудьте про «пасхальное деревце», олицетворяющее стоящее в раю Древо Жизни, Познания Добра и Зла. Сделать его совсем несложно. В вазу с водой или с влажным песком ставят несколько веток вербы и декорируют их разноцветными лентами, яйцами, маленькими гнездами с птенцами, пёрышками. До XVII века во время шествия русского патриарха обязательно везли на дровнях пасхальное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами.

А что в корзинке?

После субботнего пасхального богослужения освящают корзины с продуктами. Это бескровная жертва святому празднику и надежда на будущую жизнь. Как правило, несет ее в церковь хозяин дома – мужчина. Корзину наряжают живыми или искусственными цветами, зеленью, накрывают вышитым вручную полотенцем или салфеткой. Нить символизирует течение жизни, человеческая судьба прядется с любовью и особым смыслом. В плетенке непременно лежит кулич, как символ богатства и благополучия. Куличей пекли много, чтобы угощать ими всех, кто приходит в дом. Прообразом кулича стал артос (освященный хлеб или просфора всецелая).
Вторая обязательная составляющая – крашеные яйца, символ вечной жизни.
Остальные продукты не каноничны, но обычно присутствуют. На севере, не удивляйтесь, это хрен, обозначающий крепость и нерушимость человеческого духа, физического здоровья. Его с удовольствием намазывают на вареные яйца. Ещё соль, символизирующую связь Бога с людьми, оберегающую от болезней и злых духов. Можно взять молочные продукты: творог, сыр и масло, как признак достатка, сытой жизни, удачи в делах. Кладут в корзину мясные блюда: буженину, ветчину, колечки колбасы…

Пасхальный благовест

После полного молчания колоколов в Страстную неделю, перед наступлением полуночи начинается торжественный звон – благовест, возвещающий о приближении Воскресения Христова. Всю Светлую седмицу, неделю после праздника, любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Это «звонильная» неделя. По церковному уставу на ней полагается «целодневный» звон, от окончания литургии до начала вечерни. Но поскольку звонарей всегда было не так много, стремясь исполнить предписание, настоятели церквей открывали двери колоколен для всех желающих. Таким образом добиваясь «целодневности», а заодно искали молодых, талантливых звонарей. Сейчас не везде пускают на колокольни, чаще спускают веревку с привязанной к ней дощечкой для исполнения традиции.

Приглашаем к столу!

На пасхальной трапезе у всех народов обязательно присутствуют творожная пасха, кулич, пасхальный барашек, крашеные яйца. Выставляются мясные блюда: окорока, ветчина, фаршированные гуси, утки, индюшки, молочные поросята, домашняя колбаса.
Главное праздничное блюдо коренного народа Заполярья, саамов – суп из оленины. Специально к этому дню приберегали лучшие куски мяса, чтобы бульон получился понаваристей, подушистей, ведь никаких специальных приправ и овощей в него не добавляли. Другое пасхальное угощение – канньц: замороженная ягода вороника, смешанная с брюшным топленым салом оленя. Настоящий деликатес!
В богатых семьях, владевших несколькими тысячами голов оленей, на столе появлялась колбаса. Хозяйки пекли пирожки, ватрушки с ягодами, разнообразные рыбники. Детям за столом вместе со старшими садиться было запрещено, их усаживали на шкуры вокруг очага. Ажь Пёййв – так на саамском языке звучит название Пасхи, в переводе – «День Святого Отца».
В меню эрзянского и мокшанского народов включалась домашняя колбаса – турбухи. Мясо, внутренности животных, лук пропускали через мясорубку, солили, перчили и набивали в кишки. Варили в подсоленной воде. В начинку иногда добавляли яйца, манку и немного желатина.
Йăва (колобок или гнезда) – сладкое ритуальное блюдо у чувашей из дрожжевого теста без сахара. В маленький кусочек теста в виде лепешки кладется дикий мёд, защипывается колобком и выкладывается швом вниз на круглую сковороду в виде пчелиных сот (символ новой жизни). Сверху кружочки смазываются мёдом и запекаются в духовке.
Коми-пермяки готовят оладьи, пельмени, пекут пироги из соленого судака, с выставленным наружу хвостом и картофельные шаньги – кулики. Пасху они, как и другие народы Поволжья и Приуралья, называли Великим днём – Ыджыт лун. Удмурты на Пасху (Быдзынал – Великий день) варят кашу из гуся.
В Марий Эл к Кугече (Пасхе) пекут кокурки из ржаного хлебца, обернутого вокруг цельного вареного яйца. Марийцы подают слоеную горку блинов (команмелна), смазанную маслом. Она состоит из трех слоев: нижний – сочень из пресного ржаного теста, средний – из пшеничного, кислого, верхний – из предварительно замоченной на молоке или сливках крупы, иногда с добавлением яиц. Ещё готовят пироги (когылё), обязательно с крупой и мясом птицы – утки или курицы. В гребешок пирога заворачивают кусочек шерсти, монетку, комок соли или муки. Кому что достанется, таким и год предстоящий будет. Монетка – к деньгам, шерсть – к прибавлению скота, соль – к несчастью, а мука – к сытой жизни. Вместе с пирогами на марийскую пасху обязательно готовят свекольный квас.

Пасхальный разгуляй

Всю неделю верующие веселятся и радуются жизни, ходят в гости, дарят друг другу подарки. Саамы на Пасху преподносят в дар вещи, необходимые в быту. Мужчинам – шапки, рукавицы, носки, женщинам – шелковые шали, шерстяные платки.
В удмуртской семье на рассвете мать старается положить крашеное яйцо под подушку каждому ребенку. В этот же день детям принято дарить новую одежду.
Повсеместно распространены обходы домов. Ребятишки собираются небольшими группами и идут «христосоваться». Войдя в дом, трижды поздравляют хозяев: «Христос воскресе»! Те отвечают: «Во истину воскресе!» и дарят гостям крашеные яйца, пироги, конфеты и маленькие куличи. Традиция называется «хождения волочебников».
Самым популярным и любимым развлечением на Пасхальной неделе у молодёжи было катание на качелях. Их вскладчину устанавливали парни в конце улицы. Если качели парные, то юноша, желающий покататься с девушкой, садится на перекладину следом за ней. Если не парные, катает девушку с земли. В благодарность молодые люди получали от подруг крашеные яйца. Иногда, посадив барышню на качели, бьют ее по коленкам веткой, требуя сказать, кого она любит. Или качают красавицу до тех пор, пока она не назовет имени жениха.
Ещё одна традиция, дошедшая до нашего времени, – «битва» крашенками. Двое держат в руке по яйцу и бьются ими. Если скорлупа треснула, человек проиграл и отдает свое яйцо победителю. 

Пасха – светлый весенний праздник и что бы ни случилось нельзя печалиться, хмуриться и обижаться!

Кристина Зюганова,
Национальный акцент

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *