Воскресенье, 17 ноября, 2024
Главная > Публикации > Детям о деньгах

Детям о деньгах

С рождением ребенка в родителях открывается неиссякаемый источник любви и заботы. А вместе с тем появляется груз ответственности, тревога и нередко амбиции в отношении карьеры и финансового положения потомка в будущем. С его юных лет мы ищем способности и таланты – потенциал для его успеха. При этом выстроить стратегию достижения финансового благополучия наших детей, основываясь на своем собственном опыте, мы уже не можем. Мир стремительно меняется, становится все более нестабильным, не поддающимся прогнозированию.

Подготовка детей к самостоятельной жизни – задача родителей, ведь именно семья оказывает наибольшее влияние на ребенка. Многочисленные международные исследования подтверждают, что дети, в юном возрасте освоившие правила управления бюджетом и получившие опыт достижения целей, в последствии гораздо лучше справлялись с управлением своей взрослой финансовой жизнью, легче адаптировались к изменяющимся внешним условиям, становились более успешными и удовлетворёнными жизнью взрослыми людьми. Финансовое воспитание детей не требует от родителей профессиональных знаний о работе финансовых инструментов, также не потребуется особенных приготовлений или затрат. Обращению с деньгами важно учиться на практике, в обычной жизни и ежедневных делах, покупках, распределении средств, читая и обсуждая интересные книги, играя, разговаривая.
Вопросы о том, как научить ребенка обращаться с деньгами, у родителей есть всегда. Мы собрали самые распространенные вопросы и отвечаем на них.
1. Что включает финансовая грамотность, как понять, чему именно учить ребенка?
Финансовая грамотность – умение эффективно управлять финансами. Обучение нужно проводить по всем составляющим финансовой грамотности: умение считать и накапливать деньги, планирование расходов и ведение отчетов, умение найти способы заработать и инвестировать, способность делиться, рациональный подход к тратам.
2. Когда нужно начинать давать ребенку карманные деньги?
Едва ребенок научился считать и читать, нужно начать выдавать ему деньги на карманные расходы, чаще всего это младший школьный возраст – 6-7 лет. Начните с небольшой суммы, с каждым годом повышайте её. Эти деньги – не инструмент влияния, а инструмент обучения успешного человека, поэтому «выплаты» должны быть неизменными, их не отменяют из-за «плохого» поведения. Объясните ребенку, какие функции у денег, расскажите о том, что это эквивалент товаров, откуда деньги приходят, какие есть способы управления ими (учет, экономия, накопления).
3. Как научить ребенка распоряжаться деньгами?
Научите ребенка рационально планировать бюджет. Покажите, как вы планируете семейный бюджет, пригласите малыша участвовать в планировании вместе с вами. Расскажите, какие покупки в приоритете и почему (питание, средства гигиены и т.д.), какие покупки менее важны, а какие требуют накоплений. Предложите ребенку самому вести свой личный учет и планирование: нарисуйте таблицу, в которой будут графы «доходы» и «расходы», «накопления». В начале недели предложите ребенку запланировать покупки: что бы он хотел купить. Расспросите его, что именно из списка желаний ребенку по-настоящему нужно, как можно расставить приоритеты. В течение недели напоминайте ребенку записывать траты и доходы, а в конце условленного срока помогите посчитать, сколько денег осталось. Обсудите с малышом, можно ли было сэкономить или потратить больше. Научите откладывать деньги. Расскажите о том, почему важно иметь «финансовую подушку безопасности», помогите поставить цели и договоритесь, что какую-то часть суммы нужно научиться откладывать. Подарите ребенку копилку. Вводите малыша в финансовые взаимодействия с людьми, это могут быть заказы в кафе, оплата чека в кассе или проверка сдачи.
4. Как воспитать предприимчивость?
Предоставьте ребенку возможность учиться зарабатывать. Он может это делать, помогая по дому. Соблюдайте правила: часть работы должна входить в обязанности ребенка (например, застилать кровать и мыть за собой посуду). Договоритесь, за какую именно дополнительную помощь вы готовы заплатить, зафиксируйте сумму оплаты. Важно! Не заставляйте ребенка «зарабатывать», поощряйте инициативу.
5. Нужно ли платить за выполнение ежедневных дел по дому или за хорошие оценки?
Простые бытовые действия и учеба не могут быть источниками доходов, иначе ребенок привыкнет ничего не делать бескорыстно, а его главной мотивацией будет получение денег. Но если ребенок достиг определенного успеха (например, получил высший балл по очень трудному для него предмету), можно «отметить» этот успех премией.
6. Стоит ли помогать ребенку делать покупки?
Важно научиться не контролировать траты ребенка. Вы можете задавать наводящие вопросы, рассуждать, но не диктовать, куда ему потратить свои деньги. Даже если вы точно знаете, что покупка расстроит ребенка – позвольте ему получить бесценный опыт. Не упрекайте в бесполезной трате, лучше поддержите, если малыш расстроится, купив некачественную вещь.
7. Какие слова взрослых могут негативно повлиять на отношение ребенка к деньгам?
Отношение к деньгам у детей формируют родители. В родительской речи часто появляются фразы, которые создают мышление неуспешного человека, избегайте их! Это: «Нет денег». «Деньги даются тяжелым трудом». «Большие деньги заработаны нечестно». «Деньги – зло». «Это не для нас». «Нужно на всем экономить или деньги надо не тратить, а копить». «Богатым всегда завидуют». «Для счастья много не нужно. Можно обойтись малым, купить подешевле». «Богатство – для избранных».
Если ребенок просит вас что-то купить, вместо «нет денег» используйте фразы: «сегодня мы не планировали это покупать» или «деньги сегодня остались дома» и так далее.

Гульнара Иванова,
педагог-психолог Центра образования и комплексного сопровождения детей» (в статье используются материалы арт-терапевта Елены Тарариной)

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *