В семье Павловых было восемь детей, пять дочек и трое сыновей. Жизнь разбросала их по всей необъятной России. Самая старшая, Лидия, с семьей переехав из Мурманска в город Димитровград Ульяновской области, обосновалась там. Лариса, окончившая сначала Канашское педучилище, затем исторический факультет Чувашского госуниверситета, стала москвичкой, имеет двухкомнатную квартиру почти в центре Москвы; Люда, бухгалтер-экономист, в городе Раменском Московской области; Елена, имеющая профессию врача-терапевта, живет в Калуге; Олимпиада, окончившая в свое время культпросветучилище, жила в Волгограде. К сожалению, её не стало в 2017 году. На похороны сестры ездили все братья и сестры. Из троих сыновей нет Левы, пусть земля ему будет пухом. Леонид трудится на Чебоксарском агрегатном заводе, Алексей, получивший высшее образование в Чувашском сельхозинституте, долгие годы трудился в МВД Чувашии.
Годы идут, все Павловы сейчас на заслуженном отдыхе. Хотя и живут в разных городах, но не забывают родную деревню Чагаси, не дают пустовать родительскому дому, который когда-то был полон детских голосов, где когда-то звучали песни и смех.
Вот и сейчас в родительский дом приехали Лариса и Лидия с мужем Александром, приезжему журналисту рассказывают о родителях, о своей дружной семье.
Лариса Сергеевна после окончания Канашского педучилища работала учительницей начальных классов в Тюмеровской средней школы Янтиковского района, а после окончания исторического факультета Чувашского госуниверситета переехала в Москву. Там же жил родной брат отца, и сестра Люда с дипломом Чебоксарского финтехникума трудилась в Московской области.
Лидия Сергеевна также окончила Канашское педучилище, учила детей в деревне Вудоялы Ибресинского района, затем в селе Вутабоси. В годы учебы случайно познакомилась с парнишкой по имени Саша из села Гришино Янтиковского района, обучавшимся на механизатора в СПТУ №1, и эта встреча переросла в настоящую любовь. По воле судьбы свадьбу сыграли вдали от родительского дома, в городе Мурманске, после долгих лет жизни в заполярном городе на постоянное место жительства переехали в город Димитровград Ульяновской области.
Каждый приезд в родную деревню — это настоящий праздник для сестер. А когда за столом соберутся все братья и сестры (что, к сожалению, случается крайне редко), то стены родительского дома начинают сотрясаться от песен. Только не от тех, которые сейчас распевают «звезды» чувашской эстрады, а от тех, что им напевали в детстве отец Сергей Павлович и мать Анастасия Ивановна. А летом собирают стол в саду, под отцовскими яблонями. И песни звучат на всю деревню. «Никак у Павловых дети приехали», — гадают односельчане.
Хотя и Сергей Павлович, и Анастасия Ивановна специального музыкального образования не получили, но были очень талантливы. Как рассказывают сестры, отец очень любил музыку, в молодости он грезил себя большим артистом на сцене, но стал, окончив еще до войны Алатырский библиотечный техникум, сельским библиотекарем. Затем возглавил и сельский клуб. Сергей Павлович так организовал свою работу, что к нему за передовым опытом приезжали на автобусах делегация за делегацией. «Мешают работать», — ворчал он иногда втихомолку. В клубе работал драматический и хоровой кружки, самодеятельные артисты своим талантом восхищали не только односельчан, но и жителей окрестных деревень. Он был единственным делегатом из Чувашской АССР на съезде профсоюза работников культуры СССР.
Будучи библиотекарем, он не ждал читателей у книжных полок, а сам ходил со связками книг по домам. Ему охотно помогали и школьники. Вот что рассказывает редакционный корректор Зоя Захаровна Игнатьева (она родом из Чагась): «Мы, самые читающие школьники, у Сергея Павловича были книгоношами. Сначала раздавали художественную литературу престарелым и тем, кому по работе было недосуг сходить в библиотеку, затем вместо прочитанных оставляли новые книги. Литература шла к читателям как по конвейеру. Люди в те годы много читали. Сергей Павлович был очень интеллигентным человеком, умел сплачивать вокруг себя людей».
Фронтовик Сергей Павлов после войны заочно окончил Чувашский сельскохозяйственный институт и вплоть до выхода на пенсию работал зоотехником в колхозе «Канаш», одном из передовых хозяйств не только в районе и республике, но и в СССР.
Анастасия Ивановна в 1941 году окончила Канашское педучилище и была направлена в Моргаушский район. Затем всю жизнь в своей родной деревне преподавала математику, черчение, рисование, пение. Прекрасно играла на балалайке.
— Папа, кроме библиотечного техникума, окончил ещё Цивильское культпросветучилище, — наперебой рассказывают сестры. — Он играл почти на всех музыкальных инструментах. Дома усаживал нас, детей, на длинную скамейку, и мы начинали разучивать песни. Папа дирижировал руками, показывая, где нужно брать высокую октаву, а где — низкую. Мама стояла в стороне и подпевала нам. Где же они остались, эти детские годы?
Лидия и Лариса в два голоса спели мне старинные чувашские песни, которые, как считают они, сохранились только в их семье: «Их мы никогда не слышали ни по радио, ни по телевидению».
Лидия Сергеевна, долгие годы прожившая в городе Мурманске с представителями других национальностей, прекрасно изучила и их песни. Вдвоем они спели и украинские песни. «Можем спеть песни и донских казаков», — обнадежили сестры приезжего гостя.
Дошла очередь рассказать и до самого главного увлечения Лидии Сергеевны. Она отличная рукодельница, прекрасно вышивает и вяжет. Из Димитровграда привезла несколько огромных баулов с вышитыми иконами в рамках, рушниками, салфетками, скатертями, вязаными кофтами, варежками. Когда она выложила из сумок все привезенное, они заполнили собой всю избу. Настоящая выставка! Только зрителей нехватает.
— И мама, и обе бабушки прекрасно вышивали, — рассказывает Лидия Сергеевна. — Они нам внушали, что девушка должна уметь и вышивать, и вязать, что в дальнейшем ей очень пригодится в семейной жизни. А кто возьмет замуж неумёху? Уже в 4-5 лет я «портила» мамины вышивки. Она в сердцах отбирала их у меня и выговаривала, что пока «рано тебе взрослыми делами заниматься». А я брала лоскуток материи и выводила на нем свои, детские, узоры. Бабушка по отцу (в деревне её звали «бабка Акулина»), которая проживала вместе с нами, всю зиму ткала холсты: семья большая, всех надо обуть-одеть. Когда бабушка отлучалась, за станок садилась я и начинала «ткать», покуда бабушка не прогоняла меня со шлепками. У меня был огромный интерес к рукоделию.
Лидия Сергеевна привезла в отчий дом огромное количество вышитых икон: «Казанской Божией Матери», «Неупиваемая чаша», «Феодоровская икона Божией Матери», «Умиление Пресвятой Богородицы», «Смоленская икона Божией Матери» или «Одитрия»… Всех не перечесть!
Самой любимой иконой Лидия Сергеевна называет образ Николая Чудотворца.
— Перед иконой Святителя Николая молятся во всех жизненных случаях, — рассказывает Лидия Сергеевна, — и святой своей заступнической молитвой помогает в исцелении от тяжких душевных и телесных заболеваний, в просвещении ума у детей, в соединении любящих в законном браке, особо – в желании родителей благополучного замужества дочерей. Помогает молитва перед этим образом в прекращении любых междоусобиц – семейных, соседских, военных. Одну вышитую икону Николая Чудотворца я подарила священнослужителю из Димитровграда, который освятил все мои вышитые образа.
Кстати, рукодельница подробно может рассказать историю каждой иконы. Вот что поведала она о Феодоровской иконе Божией Матери:
— Это почитаемая в Русской церкви чудотворная икона. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке. О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец, в начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Когда хан Батый разорил Городец, икона была перенесена в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента за ней закрепилось название «Феодоровская».
Как поведала моя собеседница, всем братьям и сестрам она вышила в подарок по одной иконе.
От икон мы перешли к вышитым рушникам, скатертям, салфеткам. До чего искусны эти женские руки! Сколько труда, терпения вложено в эти тончайшие узоры! Действительно, нет предела творчеству человеческих рук! Она даже освоила китайскую гладь, вышивки получаются изумительные.
У Лидии Сергеевны двое сыновей. Сейчас они взрослые, оба имеют высшее образование, заниматься рукоделием им недосуг, а будучи школьниками, не считали себе зазорным заняться вышиванием. Какую вышитую кофту подарили они матери на 8 Марта! Залюбуешься!
— Они были мастера не только вышивать, — не нарадуется мать, — но и печь торты.
Лидия Сергеевна готова показать жителям и гостям Канаша все свои изделия, нужно только помещение. Несколько лет назад в Чагасях побывала сотрудница Канашского краеведческого музея. Была договоренность организовать выставку изделий Лидии Сафоновой в этом учреждении культуры, но, как часто бывает у нас, выставка так и не состоялась.
Василий ЛАПИН
Фото автора