«42362», ОТВЕТЬТЕ «ВЕРОНИКЕ»!
Расшифровку магнитофонной записи переговоров экипажа Ту-104 с бортовым номером СССР-42362 с диспетчером аэродрома Казани, выполненную за доли секунды до гибели самолета, читать без волнения невозможно. А слушать? Через неполных шесть десятилетий, сквозь шум эфира можно различить мужской голос (вероятно, командира экипажа Гарольда Кузнецова или радиста Александра Федорова): «Спасайте, «Вероника», спасайте, спасайте, спасайте, бросило машину, бросило машину! «Вероника», погибаем, до свидания… 42362, погибаем, до свидания, дорогие, до свидания, конец, конец, передайте родным, передайте родным…» В последних словах – трезвость оценки происходящего («погибаем…») и все же надежда на спасение: не «прощайте», а «до свидания…» и самый настоящий героизм.
НЕ ВЫШЕЛ ИЗ ШТОПОРА
Попробуем восстановить хронологию событий и вернемся в 1958 год, 17 октября. Новенький советский реактивный самолет Ту-104А с бортовым номером СССР-42362 летит по уже не раз проверенному маршруту Пекин – Омск – Москва. Но Москва за пару часов до посадки дала «отказ» (сильный туман) на посадку, сесть в Горьком из-за погоды также оказалось невозможным. И диспетчер, сопровождавший полет воздушного судна, приказал развернуться для посадки в аэропорту Свердловска. Самолет уже пролетел Казань и находился над Чувашией на высоте 10 тысяч метров. Но во время разворота мощный турбулентный поток воздуха подбросил судно еще на 2–3 тысячи метров. Специалисты связывают это с увеличением угла тангажа, который происходит вопреки воле экипажа. Летчики для характеристики такого явления у данного типа самолета используют еще слово «подхват». В результате Ту-104А свалился на крыло, вошел в «штопор» и стал почти вертикально падать вниз. Все попытки экипажа вывести самолет из «штопора» оказались безуспешными. Причиной этой авиакатастрофы впоследствии назовут недостатки конструкции самолета. Тогда самолеты еще не были оборудованы бортовыми параметрическими регистраторами, поэтому все недоработки устранялись в ходе эксплуатации воздушного судна по заключениям самих летчиков. Увы, нередко этот прогресс в авиации оплачивался жизнями самих летчиков и пассажиров. В данном случае по результатам расследования причин катастрофы была изменена допустимая центровка, уменьшена максимальная высота полета, изменен угол установки стабилизатора, увеличен ход руля высоты. Все это позволило уменьшить склонность самолета к «подхватам» и избежать в дальнейшем авиационных происшествий по этим причинам.
РУССКОЕ ЧУДО
Первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104 создавался в условиях жесткой международной конкуренции, был делом престижа государства. Не случайно прилет сразу трех Ту-104 в Лондон во время визита Никиты Хрущева туда имел ошеломляющий успех. «Русское чудо!» – так окрестили самолет на Западе. Шутка ли – скорость до 951 км/час! Тем более, что начало эксплуатации самолета совпало с приостановкой полетов британской реактивной «Кометы» после нескольких катастроф, а американцы еще не завершили испытания своего Boeing 707. Ту-104 начал совершать международные рейсы. А Ту-104А с бортовым номером CCCP-42362, попавший в катастрофу над Чувашией, стал флагманом Аэрофлота. Один из самолетов серии Ту-104 был переоборудован под так называемый «бассейн невесомости» для тренировки космонавтов первого набора. Кстати, широко известен фотоснимок нашего Андриана Николаева, парящего в его салоне с кинокамерой в руке. Самолет был сконструирован на базе достаточно надежного бомбардировщика Ту-16. Получился двухмоторный турбореактивный пассажирский лайнер, ошеломлявший современников изяществом и комфортом, скоростью и мощью. Но не все было так гладко – Ту-104 явно уступал своему прародителю по надежности и управляемости. А самое главное, мощный восходящий порыв ветра мог подбросить самолет на большую высоту, откуда он сваливался в неуправляемое вертикальное пикирование, в так называемый «штопор». Это и произошло в небе над Чувашией 17 октября 1958 года, в результате чего 76-тонная махина упала рядом с железнодорожным полотном близ платформы Апнерка Вурнарского района. Героические действия экипажа, успевшего за две минуты падения передать по радио ценнейшие сведения о поведении самолета, позволили искоренить в дальнейшем конструкционные недостатки Ту-104А и спасти сотни жизней. Но какой немыслимой ценой!
ЭКИПАЖ – ОДНА СЕМЬЯ
Их было девять человек. Экипаж дружный, лучший в Аэрофлоте. Его знали не только в СССР, но и во всем мире – всего за месяц до гибели фотокорреспондент американского журнала LIFE Howard Sochurek в ходе поездки по СССР сделал серию фотоснимков экипажа самолета Ту-104. Кузнецов Гарольд Дмитриевич – КВС (командир воздушного судна) – инструктор, Артемов Антон Филимонович – КВС, Рогозин Игорь Александрович – второй пилот, Мумриенко Евгений Андреевич – штурман, Веселов Иван Владимирович – бортмеханик, Федоров Александр Сергеевич – бортрадист, Смоленская Майя Филипповна – бортпроводник-переводчик, Горюшина Татьяна Борисовна – бортпроводник, Маклакова Алла – бортпроводник. Такими красивыми и веселыми запомнили их друзья и сослуживцы.
ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ
Произошедшая в Вурнарском районе Чувашии трагедия была первой в истории авиации СССР катастрофой с таким количеством жертв и второй по числу жертв авиакатастрофой в мире в 1958 году. Но не только из-за этого внимание всего мира было приковано к этому печальному событию – среди пассажиров оказались граждане разных стран. На борту самолета находилась делегация китайских и северокорейских партийных и комсомольских активистов. Среди погибших – Чжэн Чжэнь-до, известный китайский литературовед, поэт и писатель, общественный деятель. По чистой случайности в этой катастрофе не погиб всемирно известный сегодня поэт Андрей Вознесенский – он должен был примкнуть к рейсу в Омске, но задержался с провожавшими его друзьями. В результате его багаж пропал под Вурнарами, а поэт своим творчеством радовал людей еще много лет.
НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ
Командира экипажа Гарольда Кузнецова и бортпроводницу Аллу Маклакову похоронили рядом на Донском кладбище Москвы – так соединились их судьбы. Мало кто из их знакомых в те дни не говорил об их любви. Впрочем, как Алла относилась к своему командиру, так и осталось тайной. А про теплые чувства Гарольда к ней знал не только экипаж, но и многие в аэропорту. В этом не было ничего предосудительного – Кузнецов был в разводе и один воспитывал дочь. Не заметить же красивую лицом и трудолюбивую Аллу было невозможно. Не случайно Гарольд старался летать именно с этим составом экипажа. Вот и в свой последний рейс Гарольд Кузнецов записался вне очереди, чтобы быть с Аллой рядом и услышать ее ответ на его предложение своего сердца. Мечта и любимец десятков девичьих сердец Аэрофлота, он остановил свой выбор на Алле. Но она оказалась девушкой серьезной, не могла сказать «да», не подумав, лишь ради красоты и популярности кавалера, не могла изменить свой уже сделанный выбор. Каков был ее ответ, выдалась ли свободная минутка в этом продолжительном рейсе для серьезного разговора на эту тему, мы уже никогда не узнаем. Да и так ли было все, как рассказывали друзья и просто любопытные до сердечных тем люди, тоже остается лишь догадываться. Но Эдвард Радзинский посвятил им свои «104 страницы про любовь». В 1968 году добрая половина взрослого населения страны посмотрела, затаив дыхание, фильм «Еще раз про любовь» по этой же пьесе. Имена героев другие, и погибают они иначе, но ради людей. И любят так же честно. Шел этот фильм и на экранах нашей республики. Но мало кто догадывался, что он – про трагедию, случившуюся в 1958 году в небе над Чувашией.
ЧТО В ПАМЯТИ НАШЕЙ?
Наверное, будет правильно установить на месте гибели Ту-104 памятный знак, к которому будут приходить люди в знак уважения. Ведь члены экипажа ценой своей жизни обеспечили поступательное развитие нашей авиации, прогресс человечества. Ежегодно 17 октября здесь можно было бы проводить памятные мероприятия. Возможно, захотели бы приехать на место гибели и родственники погибших членов экипажа, пассажиров. В этом году исполнилось 60 лет со дня той авиакатастрофы. Почему бы не выйти с инициативой о представлении экипажа к государственным наградам? Ведь они совершили подвиг, что подтверждают авторитетные авиационные специалисты и эксперты. Нам и нашим детям есть с кого брать пример. И далеко ходить не нужно.
Евгений Шумилов
«Советская Чувашия»