Что в подростковом возрасте может навесить на человека ярлык «не такой как все»? Откровенные размышления на эту тему развернулись в интервью с Михаилом Маюшкиным, выросшим в Канаше. Сейчас Михаилу 24 года. После окончания Чувашского государственного университета, он живет и трудится в Чебоксарах, работает учителем английского языка школы № 37. А еще он серьезно увлекается поэзией, пишет стихи. Каждое лето вместе с приятелями-студентами, приезжающими на каникулы в родной Канаш, участвует в поэтических вечерах, которые собирают ценителей авторской поэзии. О роли творчества, буднях учителя и семейных ценностях Михаил согласился рассказать читателям газеты «Канаш».
– Мы знакомы давно, но если бы тебя попросили представиться, как бы ты это сделал?
– Сложно (смеется). В первую очередь, я педагог, а еще – поэт, музыкант-любитель, актер-любитель.
– Сегодня редкий мужчина выбирает работу школьного учителя. Что тебя привело в школу после окончания факультета иностранных языков?
– Во-первых, школа не единственный источник дохода для меня. Во-вторых, когда я учился в университете, преподаватели хвалили мой подход к изложению урока. Мне нравится преподавать и, судя по тому, как ко мне относятся люди, у меня это получается.
– Легко выстраивать контакт с учениками?
– Есть довольно открытые ребята. Есть те, кто не идет ни на какой контакт. Причем, не только со мной, а вообще, с миром. Возможно, я неправильный педагог, но я отношусь к работе, как к работе. Моя задача – донести материал и контролировать его выполнение. Всё. Я видел, как люди выдыхаются на этом поприще, если полностью отдаются работе. Потом уходят либо в другие профессии, либо черствеют и делают как я: работа – отдельно, хобби – отдельно. Есть, конечно, учителя-энтузиасты, которые такими остаются вплоть до пенсии, их можно по пальцам пересчитать, я их очень уважаю. С огромным грузом ответственности, объемом бумажной работы, требований, ленивыми учениками, оставаться человеком, который искренне предан профессии и пытается что-то вечное, светлое, доброе привнести, – очень сложно, не каждый выдерживает. А еще низкая зарплата. После первого года работы, я заметил, что за этот год из школы уволилось 13 учителей. Это не только молодые педагоги, но и со стажем.
– Как ты расцениваешь роль учителя в современном обществе?
– На мой взгляд, роль педагога в обществе раздута. Нам говорят, что мы выполняем великую роль: воспитываем поколение, которое потом будет работать на благо страны. Но когда окунаешься в эту работу, начинается: «Принеси ту бумажку. Заполни вот это. Оценки за экзамены. Горячее питание. Кто дежурит, когда дежурит. Посещаемость. Психологический отчет, снова отчет». Тогда кажется, что ты не воспитываешь поколение, а пополняешь коллекцию бумажных папок в чьем-то кабинете.
– Но, судя по твоим фотографиям в социальных сетях, у тебя хватает время на общение с учениками.
– Нам гораздо проще поддерживать внеклассное общение. Мы с ними на одной волне, состоим в одних соцсетях, знаем одни приколы, друг за другом наблюдаем в Твиттере, Инстаграмм, Вконтакте они у меня в друзьях. Я отношусь к ним как к личностям, говорю, как со взрослыми. Они видят, чем я занимаюсь, знают, что пишу стихи, играю в театре, проявляют любопытство, некоторые приходят к нам на поэтические вечера.
– Ты состоишь в содружестве поэтов «Пульс», являешься актером камерного театра. Как поэзия, театр и педагогика дополняют друг друга в твоей жизни?
– Актерский опыт помогает мне привлекать внимание ребят к уроку. Благодаря увлечению поэзией мне легко вести монологи с классом, спокойно объяснять материал, не запинаться. Стихи для меня, если можно так выразиться, стиль жизни. При желании во всем, что нас окружает, можно увидеть красоту. Говорят, что люди сегодня никуда не ходят, сидят дома, – это пустые слова. Люди, как и раньше, ходят в музеи, театры, кино, читают книги, время от времени голодают по высокому, тому, что заставляет их удивляться, двигаться вперед, вдохновляться. На вечерах поэзии, которые в Канаше организовывает Константин Ермолаев, свои стихи читают молодые ребята, очень мне интересные. Каждый по-своему уникален. Любопытные мысли продвигают. За этот год Костя провел в городе три таких вечера.
– Строки из твоего стихотворения, которое ты написал в 17 лет: «Я эту жизнь, наверно, перерос. Она изношена, давно трещит по швам». В чем ты перерос эту жизнь?
– Мне многие говорили, что я рано повзрослел. В 17 лет меня не волновали проблемы сверстников. У них все было банально: где развлечься на выходные, где справить выпускной, на который я вообще не пошел, с какой девушкой погулять. А я, как это скептично называют, витал в облаках. Я задавался вопросами: что трогает сердце человека, почему все так происходит – моральная сторона происходящего. Первое стихотворение я написал в 17 лет. В это же время занимался музыкой в эстрадной студии Дома детского творчества. В 11 классе учитель литературы Неля Геннадьевна Николаева предложила отправить на конкурс мои стихи, сам бы я не додумался. Это Всероссийский конкурс «Созвездие талантов», я занял первое место по России. В школу я не любил ходить, потому, что ровесники ко мне нормально не относились.
– Это была их реакция на то, что ты «не из их круга»?
– Да, это касалось пацанов, когда каждый день после школы ты получаешь по лицу, просто так, потому что «весело» из-за того, что я не могу дать сдачи один против пятерых-шестерых. Весело у меня что-нибудь отнять, весело, как я реагирую на оскорбление. В сознании этих «приматов» люди делятся на два лагеря: «терпил», которые терпят, и чётких как они «поциков» (пацанов). Если будешь выделяться, в стаю не примут. А выделяться ты можешь чем угодно! Одеждой, внешним видом, манерой говорить, увлечениями, музыкальными и кинопредпочтениями, собственным мнением.
– Нелегко в таких обстоятельствах сохранить индивидуальность, не подстраиваясь под окружающих.
– Это сложно, но можно. Нужна гора терпения и моральных сил, а порой, и физических. Как считаешь, сколько раз в школе «обращали внимание» на то, что я картавлю?.. Недавно в военкомате встретил парня, который в школе был инициатором «крестовых походов» на меня. Он вообще не поменялся… Среди моих друзей есть разные люди, есть и те, кто отсидел в тюрьме, но они выросли из прежних понятий, смотрят на все по-другому.
– Как опыт твоего взросления пригодился тебе в работе педагога?
– Я хотя бы знаю, как не стоит поступать с людьми. Важно понимать, что все мы разные. В классе я стараюсь все держать под контролем, жесткие шутки всегда пресекаю.
– В твоей жизни есть пример учителя?
– Их три. В первую очередь, это мой отец. Его зовут Андрей. Отец долгое время работал один в семье, но обеспечивал всю семью, никогда не жаловался. Я учился у него семейным отношениям. Именно с семьи начинается воспитание личности, всё остальное дополнение. Семья – основа. Все, что я сейчас имею и ценю в отношениях с девушкой – благодаря примеру отца. Второй пример, мой дед, Николай. Через три года у дедушки с бабушкой золотая свадьба. От отца и деда я научился работе по дому. Эти люди всегда старались все делать сами, начиная от починки сантехники, заканчивая постройкой дома. Отец простой человек, он был и слесарем, и каменщиком, но всегда поддерживает мои творческие начинания. Я никогда от него не слышал: «Зачем тебе театр? Это не мужское дело». Или: «Чего это ты стихи начал писать, ну-ка иди траву коси!» Он гордится мной, и это приятно. Ну, а третий пример из школы №11, где я учился, мой учитель географии Василий Петрович Солин. Он умел преподавать так, что знания оседали в голове, умел располагать к себе, прививать интерес к предмету, увлекательно рассказывал. И не только по теме, у него большой жизненный опыт, которым он с удовольствием делился. А также был всегда справедливым, хотя и строгим – это образец хорошего учителя.
– Главное качество в человеке для тебя?
– Сложный вопрос. Наверное, честность. Все врут, этого не избежишь. Но мне нравятся люди, которые честны не только перед другими, но и перед собой, признают ошибки, если они были неправы.
– У тебя есть мечта?
– Мечта должна быть труднодостижима, чтобы ты был горд, когда к этому придешь. Моя мечта – быть известным в сфере творчества. Плох тот творческий человек, который не хочет стать известным. А еще есть стремление создать семью, дом и поддерживать его во всём.
Ольга СВЕТЛОВА