«Не нужно грести всех под одну гребенку. Мы прочитали в газете «Канаш» от 8 февраля этого года статью про маршрутки, коллектив возмутился, мы не согласны с тем, что там написано», — с такой обидой к нам в редакцию пришли с внушительной делегацией представители перевозчика на маршруте №8. Мы внимательно выслушали посетителей и публикуем их точку зрения на проблемы.
— Да, есть в городе маршрутки, в которых и не слышали про терминалы. Мы арендовали платежные терминалы еще в прошлом году. Они есть в каждой нашей машине. Мы заключили договора со Сбербанком, но признаемся, нам работать с безналом очень невыгодно, банк берет проценты за обслуживание. Кроме того, мы должны платить за различные банковские услуги, так что у нас не остается денег ни на заправку, ни на запчасти. Терминал стал грабительским посредником между пассажиром и перевозчиком. Думаю, не стоит напоминать, что в нашем городе стоимость проезда не изменилась с 2013 года, а цены на топливо и запчасти выросли в три раза.
Не нужно маленький город приравнивать к столице и мегаполисам, это не Чебоксары, не Москва. У нас условия другие. В Канаше я провожу пассажира, который просит оплатить по карте, может, раз в неделю, три-четыре раза в месяц, но при этом у меня открыт расчётный счет, за который я должен платить банку 1800 рублей в месяц. С точки зрения предпринимателя, которым я как перевозчик являюсь, это невыгодно. Мы будем вынуждены перевозить пассажира за наличный расчет за 20 рублей, а по карте – за 25-30 рублей. В Чебоксарах, да, пассажиру картой платить выгодней, но там другой поток людей, раз в 7-10 больше, чем в Канаше. В любом случае, если у вас налички нет, а у нас села зарядка терминала или еще какие-то проблемы по оплате безналом, на «8-ом» мы провезем вас бесплатно.
По поводу времени стоянки на остановке: «восьмерка» — единственный маршрут, который строго соответствует графику движения. На остановке мы стоим определенное время, и если видите, что наша «газель» трогается, не нужно, рискуя жизнью и нарушая все правила, бежать через дорогу. Через 6 минут придет еще один автобус. Кроме этого, мы- единственный маршрут, который работает с дежурством допоздна, будь то будни, праздники или выходной день, независимо от погодных условий. Многие наши «коллеги» снимают сливки в час пик и съезжают с маршрута. За всех дорабатывает маршрут №8.
Про «нецензурщину» в эфире. В салоне едут люди разных категорий: женщины, дети, пожилые, верующие. Чтобы не задеть их чувства, мы стараемся прививать культуру общения водителям и кондукторам. Кстати, у нас в каждом автобусе работают кондукторы, потому что это, в первую очередь, безопасность. Водителю не нужно отвлекаться на обилечивание пассажиров, все его внимание сосредоточено на дороге. А мат, который, действительно, звучал в эфире, он и нам надоел. Мы заказали кодированные рации, на каналы которых настроены только наши автобусы, восьмого маршрута, у нас ни одного матерного слова в эфире не услышите. А рация для работы нам нужна.
Про холод. У нас тепло (согласны, когда эту тему мы подняли в первой статье, читатели жаловались на холодные автобусы маршрута №1 — редакция). Чтобы установить дополнительный отопитель, нужно потратиться порядка 30 тыс. рублей. Печка работает от дизтоплива, а это расходы еще и на заправку. Но мы на это пошли.
Мы контролируем работу коллектива, если возникают какие-то вопросы, проблемы, мы настроены их решить, устранить, избежать в последующем. Мы стараемся работать добросовестно.
Наши прямые конкуренты – маршрут №5. Непонятно, зачем этот маршрут продлили до БАМа? Со слов пассажиров, велосипедиста сшибли, авария была, собаку задавили… Жильцы домов по ул. Машиностроителей жалуются, что за окнами — шум-гам, под окнами – мусор, «по нужде» водители ходят под балконы жилого дома. А что на конечной «пятерки» будет весной, после того как растает снег? И с маршрута они сходят после «часа пик». Вы хоть однажды пробовали в восемь вечера доехать до дома на маршруте №5? Вряд ли. Для них город за бюджетные деньги сделал остановку «Сельхозрынок». Обслуживается ли она? Единично, когда пассажир просит довести. Соответствует ли движение его автобусов утвержденной схеме? Проверьте.
-Проблема мусора на конечных остановках существует. Как вы решаете этот вопрос?
— Нас эта проблема не касается. Мы купили урну за свой счет, каждый день по графику за его чистотой следит экипаж определенного автобуса. Дежурные мешок с мусором забирают из нашей урны и выбрасывают его в контейнер. Это делается ежедневно. На Репина наш кондуктор Света летом разбила клумбу, облагородила территорию, ухаживала за цветами. Три остановочных площадки «Автомир», с двух сторон «Стройсити» мы обустроили за свой счет: отсыпали заездной куст, установили плиты перекрытия, сделали сточную канаву, установили остановочные павильоны, приварили их (сами остановки нам выделила администрация города).
К разговору подключилась предприниматель Светлана Еремеева, которая приехала в редакцию вместе с представителями перевозчика, чтобы заступиться за единомышленников. Она рассказала о благотворительности, который коллектив маршрута оказывает повсеместно:
— Каждое воскресенье, когда мы бесплатно кормили людей без определенного места жительства в одной из точек города, в течение нескольких лет Ришат Ахметов выделял автобус для того, чтобы доставить нас и продукты питания до места. Пока мы везли «горячее», раздавали еду, автобус, который был вынужден сняться с рейса, стоял, ждал, потом вез пустые бочки на базу. Каждый раз отвозили и привозили без проблем! Они всем коллективом брали шефство над многодетной семьей, поздравляли с Днем рождения каждого ребенка, дарили подарки. Знаю, что они делали за свой счет ямочный ремонт дорог. Да что только не делали – хорошего, доброго!
В завершение разговора на телефонную связь с редакцией вышел имам Наиль, который тоже заступился за «восьмерку». Он сообщил, что духовенство, которое посещает службы в храме, едет до мечети и обратно бесплатно. Так было заведено с первого дня основания маршрута №8. Так что им только бесконечная благодарность!
Мы готовы продолжить дискуссию. Если есть что сказать другим перевозчикам, мы открыты для общения.
Людмила ШУРЕКОВА