Никто не станет спорить с утверждением, что каждый день – это праздник. Праздник солнца или дождя, ветра или штиля, праздник нашего дыхания и видящих этот мир глаз… Но это все философия. В реальности люди тоже создали себе праздники почти на каждый день. Тут тебе и день тракториста, и день строителя, и день любителей чего-то там… Праздники придумываются в том или ином государстве, принимаются или не принимаются по всему миру. Так произошло и с Международным днем кукольника.
Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. С одной стороны, это профессиональный праздник. День тех, кто участвует в создании новых кукол и реставрации старых, в сохранении наследия кукольного искусства, работников музеев и театров. С другой – это праздник всех любителей кукол – и детей, и взрослых. А их немало!
В нашем небольшом городке мастера-кукольники тоже есть. Кто-то только начинает заниматься этим поистине волшебным ремеслом, у кого-то опыт уже немалый.
Кукла первая моя
Моя история началась достаточно просто – я делала куклы для себя, потом для дочек. Хотелось чего-то интересного, смешного, доброго… Всерьез это увлечение долго не воспринимала. Шила и шила. В нашей семье все шили, вязали, рисовали. Это считалось нормой. В 2000 году меня, как журналиста, пригласили в Москву на фестиваль детей с ограниченными возможностями. Ехать с пустыми руками было неудобно. Сшила куклу из домотканого холста. Лицо вышила. Костюм сшила русский народный, предварительно перелопатив энциклопедии, справочники, которые могла найти. Подумала, сшила еще парочку. И поехала. На фестивале смотрела, слушала, фотографировала, общалась. Познакомилась с двумя милыми дамами. Одна из них оказалась основателем благотворительного фонда, другая художником. Слово за слово… Показала им одну из кукол, которую привезла на фестиваль. И понеслось… Оказалось, что мое увлечение куклами – это не странность, не болезнь, не блажь. Это нормальное состояние души для очень многих людей. Просто в 2000 году в России кукольное искусство только начало возрождаться, об этом много не писали, не говорили…
Куколка из ткани
Информации тогда действительно было мало, материалов для изготовления кукол тоже практически не было. Использовали ткань, папье-маше, глину, дерево, для дорогих кукол – фарфор. Но это было действительно очень дорогое удовольствие. Для фарфоровой куклы требуется специальное оборудование для просушки, а печь такая стоит серьезных денег. Пластических масс для лепки кукол в России практически не было. Женщина, с которой я познакомилась в Москве, оказалась не просто художником. Это была известная Олина Дмитриевна Вентцель, мэтр музейной куклы, мастер нереального таланта и дивной души. Она помогала мне изучать историю костюма, что очень важно для мастера-кукольника, делилась секретами превращения фарфора в образ. Но я чувствовала, что фарфор – это не мое… И вот уже почти 20 лет превращаю ткань в кукол. Техник изготовления кукол из ткани великое множество – это и роспись по ткани, и скульптурный текстиль, и текстиль с эффектом фарфора. Иногда меня спрашивают: «А из чего вы делаете лица? Как из ткани?! Из ткани разве так получится?» Да, получится! Главное – хотеть и стараться. Когда я осваивала технику скульптурного текстиля, мне казалось, что это что-то фантастическое и нереальное…
Капроновый чулок превращается… в куклу
Москва, международная выставка «Золотые руки мастеров». Сидит бабуля из Израиля, в руках кусочки обычного капронового чулка, иголка, обрывки синтепона, того самого, которым одеяла наполняют, куртки утепляют. А бабуля делает стежок, другой… Я смотрела как зачарованная на ее работу. Рядом стояли ее готовые работы – смешной рыжий мальчик Мойше, пожилая красавица, надменная леди, старик с узловатыми руками… Я приходила три дня подряд и молча смотрела на работу. На четвертый день бабуля подняла на меня глаза и на чистейшем русском языке, но с неповторимыми еврейскими интонациями сказала: «Таки ты долго еще будешь смотреть просто так?! Вот тебе капрон, вот игла, сядь рядом и делай!» Я была готова разреветься. Бабушка – Илана Хабас. За те несколько дней, что она учила меня превращать капроновый чулок в индивидуальность, в образ, я почувствовала, что стала другой, я стала больше видеть и чувствовать.
Мои работы стали потихонечку разъезжаться по миру. Они живут в Норвегии, Франции, Англии, Канаде, Израиле, Германии. В России в коллекциях хороших людей из Москвы, Питера, Самары, Красноярска, Сочи, Казани, Петрозаводска. Все сразу не вспомнишь. Но я знаю одно, все мои куклы у хороших людей. Человеку, который не вызывает у меня доверия, я свою работу продавать не буду. Ни за какие деньги. Кукла – это часть тебя, почти как ребенок. Ты создаешь ее, не спишь ночами, всматриваешься в ее черты, одеваешь, делаешь прическу…
Хочешь быть мастером – учись
Мастеру-кукольнику никогда нельзя успокаиваться. Нельзя думать, что это твоя лучшая кукла и ты всего достиг. Надо стремиться сделать еще лучше. Постоянно изучать, смотреть, сравнивать… Вот поэтому, я считаю, мастерам-кукольникам нужно живое общение. На выставках, форумах, мастер-классах. В ручной работе надо смотреть, щупать, трогать, пробовать, «ставить руки», как в игре на фортепиано, например. Может я, конечно, динозавр, пещерный человек, но я остаюсь при своем мнении: хочешь быть мастером – учись, учись всю жизнь, совершенствуйся и не в виртуальном мире, а в реальном, здесь и сейчас. Ищи своего учителя, тянись к нему, говори с ним. А настоящих мастеров много – Галя Ишимикли из Питера, Света Пчельникова и Надежда Белова из Москвы, Таня Козырева с Алтая… Но это для меня. Каждый вправе найти своего мастера, до уровня которого будет тянуться.
Сейчас мастерство кукольника несколько обесценено, это мое мнение. В продаже столько штамповки – набор для шитья такой куклы, сякой. Но каждую свою работу надо выстрадать. А многие начинающие считают: «О, я собрал из готового набора куклу – я мастер, буду делать на этом деньги! Зачем тратить время на создание выкройки и образа, если можно взять готовые заготовки?» Деньги в деле мастера-кукольника, поверьте, не решающий фактор. Иногда отдаешь свою работу за сущие копейки, потому что видишь, что тот, кто сейчас держит куклу в руках – это ее человек. И ты идешь на уступки, просто чтобы эта кукла и этот человек не расставались. И вообще, думать в кукольном деле о выгоде – это уже не творчество…
Рождение образа
Мои куклы рождаются сами собой. Иногда видишь на улице колоритного деда, бабульку, девицу. И в голове щелчок – елки, вот такую куклу сделать, до чего же образ сильный! Именно сильный, захватывающий, а не то что красивый-некрасивый. И если честно, то совсем не обязательно добиваться в работе портретного сходства с кем-то. Иногда достаточно детали одежды, жеста, прически, и образ настолько понятен, настолько очевиден. У меня была кукла. Я звала ее антикризисная бабка. Старушка в старом пальто, цветастом платке, в хлопчатобумажных чулках, с сумкой из старого гобелена. А из сумки торчат батон, пакет с макаронами… Эта бабка выставлялась в Алатырском краеведческом музее. Ее увидели – и все! Бабка до конца выставки не достояла. Забрали…
Рассказывать можно долго и много. Куклы – это целый мир. Это судьба, карма, диагноз… Одно скажу точно – если вы решите всерьез заняться созданием куклы, неважно из какого материала, поверьте, это будет на всю жизнь!
Елена КУЛИКОВА,
мастер народно-художественных промыслов Чувашии, член гильдии ремесленников Москвы, руководитель гильдии ремесленников г. Канаша