Жизнь в то время была суровой. В 1917 году от тяжелой болезни умирает мать Емельяна. Младшие дочери были совсем маленькими, из-за этого отец женился второй раз. Мачеха ухаживала за детьми, заставляла Емельяна и его старшую сестру постоянно работать. На зиму надо было заготовить сено для скота и дрова. Дом был деревянный, большой, но ветхий. За валежниками надо было идти далеко в лес. Емельян мачеху не любил. В 14 лет, осенью 1918 года, он уходит из дома. Он пешком дойдет до Канаша и на поезде доедет до Москвы. С собой он ничего не взял: ни еды, ни воды. В вагоне сидела семья из Украины. От контролеров они прятали Емельяна под сиденьем. Когда семья обедала, Емельян смотрел на них голодными детскими глазами, уж очень хотелось ему есть. Они пожалели бедного мальчика, отрезали ему кусочек сала и хлеба. Поезд тогда до Москвы шел больше двух суток. Емельян заметил, что в грузовом вагоне везут много новых клеток для собак. Чтобы избежать неприятностей с контролерами, он спрятался в конуре и благополучно доехал до Москвы.
В незнакомом городе он не знал, куда идти. Емельян знакомится с беспризорниками. Вместе они ходили по вокзалам, по городу, попрошайничали, искали еду. Все это напоминало кинофильм «Республика Шкид», где герои также бродяжничали и жили где попало… Через некоторое время Емельян с товарищами переехал в Московскую область, поселок Раменское. Там устроился в детский дом разнорабочим, где за работу получает не деньги, а только еду.
Поезд тогда до Москвы шел больше двух суток. Емельян заметил, что в грузовом вагоне везут много новых клеток для собак. Чтобы избежать неприятностей с контролерами, он спрятался в конуре и благополучно доехал до Москвы.
В 1922 году он вместе с тремя товарищами добрался до Новосибирской области. В поселке Кузнецк они сначала работают в автопарке разнорабочими, через некоторое время Емельян поступает на курсы, получает специальность электромонтера третьего разряда.
В октябре 1926 года его призывают в ряды Красной Армии Кузнецким РВК. Он служит в 108 стрелковом полку. Осенью 1928 года увольняется в запас, возвращается в Раменское, устраивается электромонтером в детский дом. Там знакомится с красивой девушкой Марией. Они долго дружат, затем живут вместе в частном доме. В 1938 году у молодой семьи родилась прекрасная дочка Юля…
3 февраля 1941 года отца семейства призывает Раменский РВК в армию и отправляет в Новосибирскую область, 146-й отдельный полк стрелков. Через год полк отправляют на фронт. С 3-го февраля по 10 ноября 1942 года Агаков Емельян Акакиевич в составе 146-го стрелкового полка сражается на фронте против немецких фашистов. Потом их полк воюет с врагами под Ржевом. Командир орудийного расчета дальнобойной артиллерии Емельян Акакиевич участвует в Ржевско-Вяземской операции. По его воспоминаниям, им давали два-три снаряда, они их выстреливали, быстро запрягали орудие лошадьми и покидали место стрельбы. Так продолжалось до тех пор, пока их не накрывала немецкая авиация. Емельян получил контузию и повреждение коленной чашки от туши убитой и упавшей на него лошади. Орудие было уничтожено. Он придет в сознание от крика немецкого солдата. Открыв еле-еле глаза, он видит, как фриц целится ему в грудь. Вдруг раздается выстрел, и немец сваливается на землю. Наш солдат, чудом оставшийся живым, застрелил врага и тем самым спас моего дядю от явной гибели. Потом его переводят в стрелковое ополчение. Ржевско-Вяземская операция – это Калининский и Западный фронты. Бои были жестокие, и наши потери были страшные…
Агаков Емельян демобилизовался 20 августа 1945 года. Его ждали и встретили на родине любимые жена Мария Петровна и прекрасная девятилетняя дочка Юля. Они жили в Жуковске Московской области. Дядя Емельян был награжден правительством боевыми медалями. Он каждый год приезжал в свое родное село Шоркасы. Частенько для меня в детстве посылкой высылал ручки, карандаши, бумаги. Постоянно общался с родными, близкими людьми. До выхода на пенсию работал в типографии корректором и оформителем. Он хорошо рисовал и был отличным фотографом. Из жизни ушел в ноябре 1982 года. Эту статью я написал, опираясь на личные документы дяди: трудовую книжку, военный билет, а также на фотографии, высланные внуком, и по рассказу внука Олега Печенина.