Старший инспектор по делам несовершеннолетних Чувашского линейного отдела МВД России на транспорте майор полиции Светлана Селькина родилась и выросла в городе Канаше. Связать свою профессию с детьми будущий инспектор по делам несовершеннолетних решила еще до службы в полиции. После окончания школы она поступила в Марийский педагогический институт. По выпуску работала учителем музыки и пения в средней школе, позже – логопедом в детском саду. В отделение по делам несовершеннолетних пришла в 2004 году и с тех пор не представляет себя в другой профессии.
– Люблю работать с детьми, как бы банально это не звучало, – делится Светлана Николаевна.
В полиции инспектор по делам несовершеннолетних это не просто педагог или воспитатель. Тут необходимо быть и грамотным юристом, и тонким психологом, обладать твердым характером и в то же время чуткой душой. К тому же, приходится иметь дело не только с детьми, но и их родителями. И к каждому нужно найти подход. Работа очень интересная, разноплановая, а главное, приносит реальную пользу обществу.
– Ведь главное в нашей работе – уберечь подростка от неправильных шагов. Возможно, кто-то считает, что основная цель нашей работы – наказать несовершеннолетних правонарушителей и отстранить их от общества. Но на самом деле все совсем не так. Для нас важно вернуть к нормальной, правильной жизни оступившегося ребёнка, уберечь его от совершения новых поступков. Если говорить о родителях, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, то опять же, мы делаем все возможное, чтобы вернуть ребенка в семью. Всегда дается шанс на исправление – на изменение образа жизни, материального положения, избавления от вредных привычек. Если мы видим, что родители реально переживают за сложившуюся ситуацию и готовы что-то менять, то всеми мерами помогаем им встать на правильный путь. Ведь давно известно, что никто не заменит ребенку родителей, поэтому лишение родительских прав – это крайняя мера.
Иногда родители на первый план ставят материальное благополучие, стараясь обеспечить ребенка всеми возможными благами. Это неплохо, однако не стоит забывать, что невозможно компенсировать родительское внимание деньгами или вещами. С ребенком надо общаться, знать, чем он интересуется, с кем проводит время, что его беспокоит. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Вот тут важно, к кому он пойдет за советом, кто для него является авторитетом. Родитель-авторитет – это тот, чье мнение для ребенка ценится превыше всего, с кем ему хочется и интересно проводить время, с кем он делится хорошим и плохим, и чья жизнь и душевное состояние ребенку небезразличны. Каждый родитель должен быть заинтересован стать авторитетом для своего ребенка, чтобы он не нашел его где-то на улице.
Ну и максимальная занятость ребенка во всевозможных кружках и секциях тоже играет важную роль в воспитании и развитии детей. Чем больше подросток будет занят, тем меньше у него останется времени для ненужных компаний. Лучше, если ребенок будет получать положительные эмоции и острые ощущения путем реализации своих безопасных увлечений, а не ценой своей жизни.
Изначально все дети хорошие, чистые. Каждый ребёнок, как пустой сосуд – чем наполнят его взрослые в детские годы, таким человеком он и вырастет. В наших руках направить их на правильный путь и обеспечить счастливое будущее. Родителям бы хотелось пожелать проявлять интерес к ребенку, его увлечениям, давать понять, что все проблемы решаемы, чтобы для каждого ребенка родительский дом был самым спокойным и безопасным местом в мире.
К сожалению, так бывает не всегда. Светлана Николаевна вспомнила прошлогодний случай. В начале марта стояла промозглая погода. В комнату полиции на железнодорожном вокзале станции Чебоксары полицейские доставили женщину и мужчину, находящихся в состоянии опьянения. Вместе с ними были двое несовершеннолетних детей, девочка 13-ти лет и мальчик – 4 года. Дети выглядели уставшими и замерзшими. Полицейские вызвали меня для проведения проверки.
Войдя в комнату полиции, я сразу же узнала доставленную женщину. Она стояла на учете в комиссии по делам несовершеннолетних при администрации по месту жительства как родитель, отрицательно влияющий на развитие детей и злоупотребляющий алкоголем. Вела она себя неадекватно то плакала, то начинала кричать. Дети не проявляли интереса к происходящему, было ощущение, что такое поведение мамы – это норма для них. Пока я разбиралась с мамой, мои коллеги принесли пакет с продуктами. Чтобы не нервировать детей я решила забрать их в кабинет ПДН, а с мамой продолжили разбирательство полицейские. Оказавшись в тепле и тишине, мальчик принялся уплетать пирожки с чаем, а его сестра, съев один пирожок, другой пододвинула брату, а от конфеты вообще отказалась, положив её в его карман.
Девочка оказалась общительной, она рассказала, что проживают они вчетвером в квартире отца братика. Отчим в настоящий момент проходит лечение в наркологической больнице. Мама периодически пьет, но, когда бывает трезвой, работает кондуктором. Вчера вечером мама пришла домой с незнакомым мужчиной, и они стали пить водку. До их прихода дочка успела сварить макароны и накормить братика. Мама со своим знакомым всю ночь пили и курили на кухне. На следующий день девочка сказала маме, что они хотят есть, дома продуктов не было и знакомый мамы предложил сходить в кафе покушать, так как было уже обеденное время. На перроне железнодорожного вокзала их задержали полицейские.
Я приняла решение поместить детей в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, оставшихся без надзора родителей, но тут выяснилось, что мальчик болел и ему надо было идти на прием к врачу. Созвонилась с центром и было принято решение поместить его в больницу, услышав это, он заплакал и сказал, что хочет быть с сестренкой. Мне стало не по себе, ребенок ни разу не вспомнил о маме, а его защитой и опорой стала старшая сестра. Позвонив в больницу, я предупредила медицинский персонал, что привезу к ним не одного, а двух детей. В дальнейшем на заседании комиссии я не раз видела мать, хотя она каждый раз клялась, что больше не будет пить, проходила лечение в наркологической клинике. Но и после лечения мало что изменилось. Детей у нерадивой матери изъяли и поместили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, где они находятся по настоящее время. А транспортные полицейские навещают ребят и поддерживают.
Ирина ВАСИЛЬЕВА