– Нас в семье росло пятеро детей, – рассказал мне при первой же встрече 35-летний фермер из Вутабосей по откорму крупного рогатого скота Андрей Семенов о своей дружной семье. – Живы четверо. Вероника и Анюта – в Новочебоксарске, братишка Семен и я – в родных Вутабосях. Братишка пока без семьи, трудится в Канаше в «Национальной гвардии». Папа рос без родителей, в детском доме, он родом из Малых Бикших, а мама – из Каликово. Папа был колхозным пчеловодом, затем ухаживал за пчелами на Канашской птицефабрике. Я с детства привыкал к труду с отцом на пасеке. Не боялся, что эти насекомые больно жалятся. С годами у меня выработался иммунитет к пчелиному яду.
– А мама из Вутабосей?
– Нет, она из Каликово. Она 21 год проработала в колхозе бухгалтером, вплоть до развала «Гвардейца».
– А вы, как я слышал, откармливаете бычков на продажу? Что вас подвигло стать фермером?
– Пять лет назад взял в аренду пять гектаров земли. Но что с ней делать? Трудностей я не боялся. Решил попробовать себя в откорме бычков. Стало получаться. Но и беда ходит рядом. Однажды из 18 бычков околели 12. Был случай, когда пали несколько бычков весом около четырех центнеров. Было от чего впасть в отчаяние. Хотел на всё махнуть рукой и оставить фермерский труд. Но затем взял себя в руки и постепенно пришел в нормальное состояние. У меня сейчас на откорме около 30 животных. Половина содержится на привязи в помещении, половина – на свободном выпасе под «охраной» электропастуха.
– Андрей, так ведь сколько кормов надо, чтобы откормить их до 360-400 килограммов!
– У меня сейчас земли 44 га, на восьми га произрастает ячмень – тоже на корм скоту. На нескольких сотках посадили картофель. Остальную площадь занимают многолетние травы. После первого укоса заготовили 150 тюков сена, каждый по 200 килограммов. Есть надежда, что и второй укос даст достаточно сена хорошего качества. Тюки хранятся не под открытым небом, а в специально построенном сарае. Работы, конечно, конца края не видать. Но у меня есть надежные помощники, мамины братья, мои дяди. Техники у меня всякой достаточно: и пахать, и сеять, и косить, и ворошить.
У меня большая обида на так называемых посредников, – с огорчением в голосе произнес Андрей, – они ведь богатеют, перепродавая выращенных нами с таким трудом животных, ничего не делая. С каждого животного они кладут себе в карман не менее десяти тысяч рублей!
Везде – и в помещениях, и на территории фермы – установлены видеокамеры. О том, какая обстановка царит на ферме, хозяин может узнать, находясь даже в Москве.
После беседы фермер повел меня в помещение, где содержались поставленные на откорм бычки. Здесь я своим мобильником сделал несколько фотографий Андрея Семенова, чтобы затем разместить их в газете. Надо же было такому случиться: через пару дней телефон сломался. Его не смогли отремонтировать не только в Канаше, но и в Чебоксарах. Пришлось купить новый.
Вчера после работы снова поехал к Семенову. Его ферма расположена в очень живописном месте – на опушке Вутабосинского леса. Рядом – пруд. На полях фермера комбайн убирал ячмень. Решил не беспокоить занятого человека.
– Вам не срочно нужна фотография Андрея? – поинтересовалась молодая, приятная женщина, оказавшаяся женой фермера Аней, пришедшей к мужу с двумя детьми. – Я сама смогла бы сфотографировать его, когда он освободится и поставить вам на ваш телефон на «Ватсап».
На том и договорились.
Как видите, Аня своё слово сдержала. На мой «Ватсап» пришел еще один фотоснимок: жена фермера Аня с детьми пришла помогать мужу. Она раздает корма животным. Фотографию сделал наш общественный корреспондент, главный библиотекарь села Вутабоси Юрий Никитин.
Василий ЛАПИН