В Канаше, как и по всей России, 15 февраля отметят 35-летие со дня вывода советских войск из Афганистана. Накануне годовщины одного из ключевых событий новейшей истории страны мы пообщались с участником боевых действий в 1981-1983 годах, бывшим председателем Российского Союза ветеранов Афганистана по городу Канашу и Канашскому району Вячеславом Сергеевым.
– Вячеслав Николаевич, как Вы попали в Афганистан?
– Родился я 2 января 1963 года. Закончил восьмилетку, затем работал на заводе электропогрузчиков. В декабре меня призвали в ДОСААФ на курсы шоферов, 23 марта 1981 года получил повестку в военкомат. Прошел курс молодого бойца и 20 июня того же года попал в Афганистан в Джелалабад в 66 мотострелковую отдельную бригаду в десантно-штурмовой батальон минометной батареи водителем-гранатометчиком. Последующие два года там и прослужил.
– Были ли Вы готовы к выполнению интернационального долга в Афганистане?
– В наши годы у нас «готов – не готов» не спрашивали. Призвали, дали повестку и вперед! Нам, пацанам, было по 18 лет, мы даже представления не имели, что такое Афганистан. Только через какое-то время поняли, что это… Когда начали терять своих друзей…
– Какие ощущения испытывали, когда только приехали туда? Страшно было?
– Обычно говорят, не боится только дурак. Мы молодые были, в душе романтика. Если автоматы в руках, значит нам Родина доверилась. Мы были рады этому. Честно, боязни никакой не было, не было панического страха, это потом, когда с годами ума набираешься, осознаешь, что должен был быть инстинкт самосохранения.
– Земляки были рядом?
– Из Канаша был Сергей Яковлев, из Ибресь Сергей Воронин, парни из Алатыря и Алатырского района были.
– В каких условиях там проживали?
– Условия были достаточно хорошие. Когда приехали, на базе стояли простые резиновые военные палатки. Потом мы соорудили палатки на деревянных каркасах, благо досок от снарядов было много. В Джелалабаде растут апельсины и мандарины, витаминов полно!
– С питанием как дела обстояли?
– Мы же десантники, всегда находили выходы. Да, с питанием чуть было туговато, но со временем привыкли. Ели все подряд, были нормальные и здоровые. Заваривали отвар из верблюжьих колючек, пили его, и он очень здорово помогал – и в плане здоровья, и пить не очень хотелось.
– Вы контактировали с мирными гражданами Афганистана? Как они по отношению к вам были настроены?
– Наш язык они хорошо понимали, потому что тогда был Советский Союз – у них появились школы, детсады, институты. А потом даже очень здорово научились разговаривать на русском, а дети тем более… Мы сами жили в Джелалабаде, а за продуктами и снарядами ездили в Кабул. У нас там была специальная стоянка, и нас там всегда ждал наш юный друг, мы его Мишей называли. Он всегда очень радовался нам. Жили мы с мирными гражданами нормально, они не показывали в лишний раз нам свои зубы, но понятно, что они всегда были за себя и за своих детей, за страну. Были и такие, которые сегодня с нами могли поздороваться, а вечером взять оружие и выйти против нас. Но в основном они понимали, что Советский Союз для них большая помощь – у них будет еда, одежда, лечение, учеба.
– С кем вы воевали конкретно? Откуда могли ждать опасность?
– Нам приказывали – мы выходили на засады. Говорили «душманы» и вперед! Я служил водителем, в основном перево- зил расчеты с ребятами. Мы были огневой поддержкой. На проческу или куда-либо выходили редко. В горах работали специализированные парни, которые изучили эти горы от и до, мы же все-таки были не первые.
– Что на войне для Вас было самым страшным?
– Самым страшным для меня была гибель пацанов. Смерть она всегда страшная. Самое ужасное, это когда ты знаешь, что твой друг уезжает двухсотым грузом. Остальное пустяки, мы к этому проще относились. В душу друг другу не залезали, потому что видели, какие там потери. Это сейчас мы можем почувствовать боль утраты, чувствовали в той же Чечне, сейчас на Украине, мы, кто прошел войну, конкретно это все понимаем и об этом говорить не хотим. Зачем? Людям и так хватает всего.
– Как Афган повлиял на Вашу будущую жизнь?
– Честно признаюсь, когда мы были там, такими вопросами не задавались. Лет через 20-25 начинаешь уже все осознавать. Тогда мы были очень горды, что воевали за Родину, имели в руках автоматы. Мы же дети своей страны! Тем более Советского Союза! Мы сделали так, как просила страна.
– Встречаетесь с ветеранами-афганцами?
– У нас есть план мероприятий, который рассчитан на весь год. В каждом месяце расписано, что должно быть проведено. Так же нам помогают школы и колледжи, они выходят на нас и просят провести Уроки мужества с ребятами. 15 февраля у нас будет отмечаться День вывода Советских войск из Афганистана, эту дату мы отмечаем каждый год. Сначала у нас пройдет панихида в Никольской церкви города, потом все переместимся в Сквер Афганцев, возложим цветы к монументу. Далее патриотическое мероприятие продолжится в Краеведческом музее. В 15:00 в городском Дворце культуры пройдет традиционный «Фестиваль солдатской песни». Присоединяйтесь, будет очень душевно!
– С участниками специальной военной операции поддерживаете связь?
– Да, конечно. Часто с ними встречаемся, разговариваем, поддерживаем их. Даем им свои адреса и контакты, чтобы, когда все закончится, они не терялись, нашли дорогу к нам. В прошлом году появилась возможность наградить нескольких ребят медалями «Участнику СВО». Чтобы они знали, что мы о них помним и ждем. Я считаю, что на СВО человек должен уметь скрываться, уметь бегать быстрее осколков и быть всегда настороже. Естественно, им нужна и наша помощь, помощь страны.
– От всей души благодарю, Вячеслав Николаевич, за оказанное доверие и согласие рассказать о своем боевом прошлом! Благополучия и крепкого здоровья Вам на долгие годы!
Анастасия ИВАНОВА