День защитника Отечества – хороший повод для воспитания у школьников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества. Это праздник наших мужчин – дедушек, воевавших на войне и защищавших нашу страну, пап – служивших в армии и честно отдавших долг своей Родине, мальчиков – будущих мужчин и защитников. Хочется обратить внимание, что 23 февраля – не праздник исключительно мужчин. Женщинам, стоявшим на военной службе, отдельное уважение и слова благодарности.
Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития и становления личности и здесь большую роль играют педагоги образовательных учреждений и семья, считает преподаватель школы №10 города Канаша Николай Кокорев, который после службы в пограничных войсках стал не только учителем ОБЖ и физкультуры, но и создал в школе военно-патриотическое движение.
Николай Алексеевич работает в школе №10 с 1981 года и с первых же дней работы обратил внимание на то, что педагогический коллектив составной частью общего воспитательного процесса считал воспитание у учеников чувства гордости за свою школу, за успехи ее учеников и выпускников, уважительное отношение к семье, учителям и своему городу. Поощрялось стремление и умение учеников беречь и приумножать традиции школы, деятельность по поддержанию ее авторитета и нравственных устоев семьи. Высокообразованные педагоги пользовались большим авторитетом среди детей и их родителей, были примером высокой гражданственности и патриотизма.
– Одним из форматов военно-патриотического направления являются военно-патриотические клубы. Когда в вашей школе появилось такое объединение?
– Расскажу о своем ВПК, который был образован в тяжелые для нашей страны 2000-е годы, когда среди молодежи начали появляться радикальные изменения в молодежной культуре, падал престиж армии. И в этот период я решил создать в школе небольшой отряд юных друзей пограничников из числа учеников 5-11 классов – добровольцев.
– Почему именно пограничников?
– Да потому что я сам служил в пограничных войсках и мне это было ближе по духу.
– Какие цели вы тогда перед собой ставили?
– Я хотел реализовать следующие задачи: подготовку юношей к военной службе, воспитание уважения к Российской Армии, воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, развитие умения и навыков по военно-прикладным видам спорта.
– Как проходят ваши занятия?
– Мы проходим с детьми элементы начальной военной подготовки: строевую подготовку, стрельбу из пневматической винтовки, неполную разборку и сборку автомата Калашникова, виды и средства защиты от оружия массового поражения и другие. Постепенно мы стали занимать призовые места в городских военно-спортивных соревнованиях. У некоторых выпускников появилось желание поступать в военные училища. А те ребята, которым пришлось служить в Вооруженных Силах, писали благодарные письма за навыки, приобретенные в школе и помогавшие им служить.
– Поддерживаете связь с выпускниками?
– Ребята, ставшие профессиональными офицерами, поддерживают связь со школой и со мной, приезжают, помогают в проведении военно-патриотических мероприятий. Так, например, И.Терентьев в настоящее время работает начальником узла – начальником связи 187 учебного центра инженерных войск (майор), неоднократно был главным судьей строевого смотра в школе.
– Какие мероприятия проводите?
– В 2010 году Отряд юных друзей пограничников приобрел официальный статус военно-патриотического клуба. Как вы понимаете, состав учеников периодически обновлялся, так выпускники уходили из школы и им на смену приходили другие ученики. За эти годы сформировалось много новых мероприятий, ставших в школе традиционными. Это воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа и землякам, мероприятия по увековечиванию памяти воинов, погибших при исполнении воинского долга в наши дни. Неизгладимое впечатление остается у детей от Уроков мужества, посвященных героическим подвигам наших земляков, субботников по уборке территории у памятников, участия в посадке деревьев на аллее Славы, где в общем порыве с детьми вовлекаются люди разных поколений. Особенно важно и ценно для ребят совместное участие с ними в этих мероприятиях ветеранов-афганцев, участников событий в «горячих точках», ветеранов пограничных войск. В большой праздник превращается участие учеников в школьном смотре строя и песни в феврале и участие в городском параде юнармейцев в мае. Задолго до самого смотра в классах идет изучение состава и боевых традиций Российской Армии, основ воинской службы, правил воинской службы, правил воинской вежливости, поведения и отдание воинского приветствия, обязанностей перед построением и в строю. Школа уже десятки лет шефствует над братскими могилами советских воинов, погибших от ран в наших госпиталях. С большим интересом посещают ученики музей «Слава госпиталя», действующего в Доме детского творчества г. Канаша, участвуют в акции «Свеча памяти» и других, в городских и республиканских военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок».
– Николай Алексеевич, спасибо за уделенное время. Поздравляем Вас с Днём защитника Отечества! Известно, что подавляющее большинство работающих в системе образования России составляют женщины. И всё же, вы, представители сильного пола, занимаете в ней достойное место. Без вас невозможно представить гражданско-патриотическое воспитание в школе, которое является краеугольным камнем в воспитании личности подрастающего поколения россиян. Ведь мужчина – это, прежде всего, защитник Отечества во все времена, кто всегда отвечает за безопасность тех, кто рядом – своей семьи, коллектива, в котором он работает, своих учеников. Вне зависимости от того, какой предмет преподаёт мужчина-педагог, его занятия всегда запоминаются учащимся, воспитанникам особым подходом к ним, интонацией. Так было раньше и остаётся в наши дни.
Анастасия ИВАНОВА