Вторник, 5 ноября, 2024
Главная > Публикации > Герои без вести не пропадают

Герои без вести не пропадают

В этом году мы отметили 35-летие со дня вывода советских войск из Афганистана. 30 апреля исполняется ровно 40 лет, как первый батальон 682 мсп 108 мсд под руководством легендарного капитана Александра Федоровича Королева попал в засаду в ущелье Хазара и понёс большие потери.

19 апреля 1984 года советский воинский контингент в Афганистане начал пятую масштабную операцию против отрядов Ахмад Шаха Масуда, который базировался в ущелье Панджшер. Чтобы провести эту работу эффективно и успешно, командование 40-й армии накануне расформировало 285 танковый полк 108 мотострелковой дивизии, дислоцированный вблизи города Баграм, и вместо него наспех сформировало 682 пехотный полк, усилив новую часть вновь прибывшими из Термеза батальонами. После взятия Панджшера данный полк должен был остаться в районе города Анава, что и было сделано в конце апреля.

30 апреля первый батальон под командованием капитана Александра Королева вошёл в ущелье Хазара, где попал в засаду. В ходе боя, продолжавшегося около шести часов, погибли более шестидесяти солдат и офицеров. Только четырнадцать человек, несмотря на различные ранения, смогли выйти ночью своим ходом. Поиск оставшихся в живых продолжался до второго мая.

Среди погибших героев того дня были и наши земляки из Чувашии. Они доблестно сражались и били врага, не щадя свою жизнь. Спустя тридцать девять лет, в прошлом году, в Чебоксары приехали белорус А.В. Ружин, полковник запаса, и каракалпак Н.Б. Шарипов, старший сержант, участник того боя, со своей супругой Айгуль. Они искали родственников наших земляков, чтобы выразить им благодарность и поклониться на могиле своих товарищей.

Гости подробно рассказали о тех событиях и как сражались в том не равном бою наши земляки.

КТО ЖЕ ОНИ, ЭТИ ГЕРОИ?

Три товарища, три разведчика, три старших сержанта, три заместителя командира взвода познакомились друг с другом ещё в 1981 году будучи в школе ДОСААФ в Чебоксарах, они вместе прыгали с парашютом. 9 мая 1982 года в одной команде покинули г. Канаш. После полугодичного обучения в школе сержантов в Ашхабаде трое активных юношей попадают в Кушкинский 260 отдельный разведбат. Охраняя колонны, идущие в Афганистан и обратно, они не раз бывали в городах Тургунди и Герат. По пути следования колонны подвергались обстрелам, и бывали случаи подрыва машин на минах. Но они везде показывали свой характер и харизму. Был случай, когда три моджахеда перешли границу, наши доблестные земляки со своими друзьями их поймали и разоружили.

В середине марта 1984 года, когда дембель был уже на носу, все трое без колебаний отправляются в Афганистан. Друзья начали служить под патронажем вышеупомянутого командира батальона капитана Александра Королева. Молодых, здоровых, рослых и окрепших разведчиков без колебаний назначают заместителями командиров взводов, где они с первых дней показывают своё умение организовывать и решать тактические задачи, находить общий язык с личным составом. Во многих взводах были молодые, только что прибывшие из училищ лейтенанты, и их опыт, опыт разведчика, во многом помогало им в службе.

Давайте познакомимся:

Олег Николаевич Прокопьев /30.12.1963 ‒ 30.04.1984/ ‒ уроженец деревни Ишпарайкино Аликовского района. С детства увлекался спортом, любил играть на гармошке. Ещё учась в средних классах, вместе с другом Аликом помог матери построить двух- этажный дом, а в старших классах вместе с другом смастерил катушечный магнитофон, под это «изобретение» любила танцевать вся молодёжь деревни. Печатался в районной газете, на полученные гонорары купил себе гармонь. Находясь в разведбате, участвовал в Армейском тактико-стрелковом многоборье вместе с офицерским составом подразделения, где они не раз становились победителями как в полку, так и в дивизии. В Афганистане служил во второй мотострелковой роте заместителем командира третьего взвода. Автоматчик.

Игорь Титович Гаврилов /27.11.1963 ‒ 07.05.1984/ вырос в селе Полевые Яуши Комсомольского района. Игорь с детства увлекался лёгкой атлетикой и лыжными гонками. Он неоднократно занимал призовые места на районных и республиканских соревнованиях. Во время службы в разведбате любил участвовать в беге на тысячу, три и пять тысяч метров. Всегда занимал первые места. В Афганистане Игорь становится заместителем командира третьего взвода третьей роты. Помня учение и что им предстоит в Афганистане, он выбирает личным оружием ПКМ, модернизированный пулемёт Калашникова.

Владимир Иванович Михайлов /18.01.1964 ‒ 30.04.1984/ ‒ родился в селе Ожанары Канашского района. Когда Володя был маленьким, в 1971 году сгорел их дом. Отец, Иван Михайлович, не захотел заниматься строительством нового дома в деревне, решил поменять свою жизнь и уехал в г. Канаш, где устроился работать на кирпичный завод бригадиром, а затем организовал на месте старого карьера рыбхоз и стал выращивать рыбу для всего района, а затем уже и республики. Купил дом на улице Чайковского.

Володя в семье был третьим ребёнком. Пока родители были на работе, за ним ухаживали братья. В первый класс Володя пошёл во 2-ю среднюю школу, расположенную через дорогу. В 1980 году из-за закрытия этой школы ему пришлось перейти в 5-ю. На месте старой школы открывают ДТЮ. Володя записывается в лыжный кружок. В свободное время учился играть на гитаре. Однажды он попал на репетицию городского ансамбля «Зеркало». Удивляясь мастерством молодых исполнителей, он просит прослушать и его. В итоге, Володя Михайлов становится бас-гитаристом и выступает на концертах и дискотеках.

После школы он устроился на завод электропогрузчиков г. Канаша водителем. В свободное время принимал участие в лыжных гонках районного и республиканского уровня, неоднократно становился победителем.

В Афганистане Володю назначили заместителем командира второго взвода третьей роты. Автоматчик.

НОВЫЙ ПРИКАЗ

…27 апреля 1984 года, выполнив основное задание по зачистке горных высот от моджахедов, батальон капитана А.Ф. Королева спускается с гор и доходит до кишлака Барак. Однако попасть в расположение батальона они не успевают. Командир дивизии перед ними ставит новую задачу: за короткое время пройти по ущелью Хазара и выйти на рубеж Пизгаранского креста, расположенный в 20-30 км южнее Панджшера. Там, по данным разведки, банда Ахмад Шах Масуда обменивает изумруды и рубины на оружие. «Надо помешать им. Если удастся, то уничтожить моджахедов и доставить изъятое в дивизию», ‒ приказали им.

Батальон начал своё продвижение к ущелью Хазара. Дойдя до населённого пункта Ходжари и Зарди (около трёх километров от слияния Хазары и Панджшера), личный состав спешивается с бронетехники, которая не могла дальше продолжать путь по горной дороге из-за каменных завалов. Александр Фёдорович, как того требует воинский устав, приказывает разведроте идти по левому гребню, а 3-ей роте ‒ по правому и занимать по пути следования господствующие высоты. Так приказал ему командир полка, и так велит закон горной войны: кто наверху ‒ тот и победитель!

Основная группа во главе капитана А.Ф. Королева пошла по ущелью.

МАЛИМА

Все шло по плану. И 27, и 28 апреля ничего не предвещало будущей трагедии. Было тихо и спокойно. На третий день, 29 апреля, батальон останавливается на ночлег у кишлака Малима, расположенного в двух-трёх километрах севернее Пизгаранского креста. Утром следующего дня, 30 апреля, с высот доложили, что ночью в горах заметили передвижение моджахедов. Комбат сразу же об этом сообщил комдиву. Генерал-майор приказал спуститься дозорным в ущелье.

ЗАСАДА

Батальон, без занятия господствующих высот, разделившись на правый и левый фланг, начинает движение по ущелью. Царандойцы (местная милиция) наотрез отказывается идти дальше. Среди афганцев паника. Командиры союзников еле удерживают солдат от бунта. В конце концов, они соглашаются.

Дозорная группа с сапёрами и передовой отряд левого крыла совместно с капитаном А.Ф. Кролёвым обходят мыс горы и выходят на местность, похожую на большой котёл. Вдали едва виднеется Пизгаранский крест. До него уже рукой подать ‒ всего километр или два! Батальон ускоряет шаг. Если на правом берегу второй роте мешали валуны и острая галька, то на левом ‒ не смотря на расширение, оставалась одна единственная козья тропинка, по которой можно безопасно пройти вдоль реки. И та, уходила из-под ног каждый раз, когда по ней проходили шурави ‒ камни падали в речку, издавая странное эхо.

Левый склон был похож на многоэтажный дом, усеянный большими и широкими балконами и торчащими валунами. Справа горы отвеснее, один мыс уходил к Пизгаранскому кресту, другой смотрел назад, в сторону кишлака Малима.

Приглядываясь, батальон шёл вперёд.

10 часов 45 минут.

«Основная группа батальона уже подходила к середине открытой местности. Другие находились ещё за горным мысом. Если бы духи ещё немного подождали, то жертв было бы намного больше, ‒ вспоминает санинструктор. ‒ В начале мы услышали странный крик: «Аллаху ак бар!», но сразу ничего и не поняли. А затем послышались хлопки и треск. Все тут же погрузилось во тьму: звуки автоматов, крупнокалиберных пулемётов сотрясали горы, гранаты и мины влетали в группы идущих и взрывались ‒ солдаты и сержанты, офицеры и прапорщики, шедшие впереди, сзади и вдалеке, разлетались и падали. В ту же секунду раздались крики и стоны раненых и просьбы о помощи! Творилось что-то невероятное.

Комбат приказал: «К бою! Рассредоточиваться!» ‒ и сам бросился впереди идущему радисту, укрывшись за валуном, он по рации связался с комдивом. Сообщил, что батальон попал в засаду, и попросил поддержать их артиллерией или авиацией. Дал свои координаты. Комдив обещал поддержать их с воздуха».

Идёт ожесточённый бой. А.Ф. Королев опять связывается с командованием. Просит о помощи. Но, не успев отложить шлемофон в сторону, его ранят в шею.

В небе раздаются звуки вертолётов. Моджахеды на минутку замешкались. Некоторые солдаты и офицеры поспешили воспользоваться сиюминутной тишиной, быстро вскочили и начали менять свои обстреливаемые позиции на более надёжные, а кто-то просто хотел помочь своим раненым товарищам.

Подоспевшие вертолёты не смогли ничем помочь батальону. Первые выстрелы из неуправляемых ракет обрушили на лежачих внизу солдат второй роты глыбы камней и чуть не убили их. Да и из ДШК душманы хорошо простреливали вертолёты. В результате они вынуждены были отрокироваться и вернуться на базу.

Несмотря на то, что численность батальона с первых минут сократилась более чем наполовину, оставшиеся в живых не сдавались. Они организовали круговую оборону и начали яростно бить обнаглевших моджахедов, не давая им спускаться с горы.

А.Ф. Королев приходит в себя. Но в это время с правой сопки раздаётся длинная очередь, пули обрывают жизнь капитана.

Батальон не сдаётся. И моджахеды яростно сражаются, они пытаются добить оставшихся в живых. Расстреливают убитых, чтобы найти раненых!

Моджахеды под конец совсем обнаглели. Они встали в полный рост и начали спускаться. Очевидец этого события Нурсултан Шарипов рассказывает: «После полудня, душманы начали спускаться вниз. Одна группа была недалеко от нас. Они шли и добивали раненых и беззащитных. Тут и там послышались выстрелы. Выше от меня, в метрах десяти, лежал большой камень. Моджахеды вышли туда. Один из них нагнулся и перевернул солдата. Тот молча поднялся и присел. Я его сразу узнал. Это был парень из Чувашии, ваш земляк, старший сержант Михайлов. Мы с ним познакомились накануне. Он, видать, тоже был ранен. Я приподнялся, чтобы увидеть его получше. И тут же по мне моджахеды открыли огонь из всех оружий. Нагибаясь, я увидел глыбы дыма и затем услышал взрыв. Это Володя успел подорвать себя гранатой, трое моджахедов остались лежать, а один уполз. После этого моджахеды больше не рисковали. Даже с наступлением темноты они к раненым уже не подходили. Боялись, что шурави опять взорвут себя. Взяв оружие у убитых, молча возвращались в горы. Благодаря подвигу и героизму Володи Михайлова мы остались живы».

Поняв, что помощи уже не будет, оставшиеся в живых на правом фланге встают на полный рост и ведут бой в круговой обороне.

После того, как все замолкло, моджахеды перестают обстреливать батальон. Наступает гробовая тишина.

К слову будет сказано, что в этом бою моджахеды потеряли 28 своих головорезов и одного главаря.

18 часов 30 минут.

Бой стих, моджахеды начали разводить костры, часть спускается на долину и собирает у убитых оружия. Они так же подходят к капитану Королеву и пытаются у него отнять пистолет, но не получается. К раненым они больше не подходили. Если даже замечали, то проходили мимо или молча перешагивали через них. А те, в свою очередь, лежали затаив дыхание!

Дым зажжённого костра над вершиной горы спустился и в Хазару. В тиши послышались робкие голоса раненых. Они искали друг друга. «Шарипов… Это я. Валерий Конюхов», ‒ узнал голос друга Нурсултан Базарбаевич. Тишина. Слезы. И долгое молчание. После того, как они пришли в себя, собрали раненых и пошли к своим. Четырнадцать человек, израненные и покалеченные, но не сдавшиеся врагу, шли молча в тиши…

22 часа.

Прибывает второй батальон на место гибели первого батальона.

СЕГОДНЯ

С тех пор прошло сорок лет, но Игоря Гаврилова, Олег Прокопьева и Володю Михайлова не забывают их друзья-однополчане.

Анатолий ХМЫТ

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *