Понедельник, 18 ноября, 2024
Главная > Публикации > Наставник, волонтер, родитель…

Наставник, волонтер, родитель…

Интервью с Гульнарой Ивановой, педагогом-психологом Центра образования и комплексного сопровождения детей, «Тревожно. Что с этим делать?», опубликованное в январском выпуске газеты, вызвало немало вопросов и стало поводом для серьезных обсуждений в обществе. Очевидно, тема воспитания детей, беспокойные сигналы, раздающиеся отовсюду, требуют и большого осмысления, и продолжения разговора. Сегодня Гульнара Фархатовна рассказывает о такой модели воспитания, как наставничество:

– Одним из значимых событий в Чувашии явился запуск нового республиканского социально значимого проекта «Шаг навстречу», реализуемого Некоммерческой организацией «Фонд поддержки социальных и культурных программ Чувашии» (Фонд «Чувашия»). Соорганизаторы проекта – Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики, администрация Московского района г. Чебоксар и администрация г. Новочебоксарска. Пилотной площадкой в г. Канаше выступает лицей государственной службы и управления.
Идея проекта заключается в возрождении в обновленном виде шефства – школьного наставничества, получившего широкое распространение в советской школе. Цель проекта: создание и апробация региональной модели наставничества в школьной среде как важнейшего направления формирования личности учащихся, ранней профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков.
Специалисты Центра образования и комплексного сопровождения детей имеют свое видение внедрения наставничества в общественной жизни ребят. Речь идет о двух категориях семей: замещающие семьи и семьи, где воспитывается ребенок с ОВЗ. В случае с приемной семьей ребенок, испытавший травму потери и насилия, проходит долгий путь интеграции в новую семью. Зачастую принимающие родители не справляются с наложенными задачами. Отсутствие авторитета, значимого человека со стороны приводит к сложнейшим испытаниям вхождения ребенка в социум. Безусловно, этим ребятам нужна поддержка друга, товарища. Психологи Центра приглашают взрослых активных граждан к наставнической деятельности. Со своей стороны специалисты обеспечат сопровождение тандема «Наставник – наставляемый» на протяжении всего периода деятельности, организуют подготовку и обучение наставника. О чем наставник говорит с наставляемым – в каждом случае определяется индивидуально. Это может быть профориентация, развитие характера, социальных и лидерских качеств, приобретение необходимых жизненных навыков. Встречи всегда несут неформальный характер и организуются по пожеланию наставника. Если, допустим, наставником является механик автомастерской, то будет логичным организовать несколько встреч на его работе.
Что касается семей с детьми с ОВЗ, то нам видится процесс наставничества как некая форма поддержки морального духа в преодолении чувства неполноценности и искусственной изоляции от окружающего мира. Здесь посильный вклад могут внести спортивные тренеры, учителя физкультуры либо, наоборот, наставники – шахматисты, эрудиты, сумевшие привлечь внимание ребенка, разжечь в нем желание жить полноценно и счастливо.
Для ребят школьного возраста в нашем городе функционирует Клуб волонтеров «Навстречу друг другу» при центре образования. Добровольцы получают опыт работы в команде, возможность на практике развить и проявить свои личные таланты. Основная деятельность заключается в проведении творческих занятий с «особыми» детьми (оригами, поделки, спортивные занятия); в проведении массовых мероприятий (благотворительные концерты, флеш-мобы, конкурсы); в социальных проектах поддержки семьям в трудной жизненной ситуации, детям с ОВЗ (сбор гуманитарной помощи, уборка снега у пожилых людей и т.д.) Взамен волонтер получит опыт участия в благотворительных мероприятиях, обучится навыкам эффективного общения, развития лидерских способностей, основам целеполагания. Приобретет новые знакомства с интересными людьми. Все полученные навыки ребята с успехом будут использовать в будущем! Это альтернатива успешного времяпроведения подростка, несущая терапевтический характер: осознание своей нужности, значимости является колоссальным мотиватором в становлении успешной личности.
В этом месяце волонтеры пару суббот посвятили помощи одному из горожан с инвалидностью. Ребята перетаскивали дрова для отопления дома. Знаете, чувствовался здоровый дух включенности в процесс, осознание своей помощи и переживания за судьбу человека. Ребята воочию убедились, что если б не они, то мужчина провел морозные дни в холодном доме. Отсюда и убеждение, что они чего-то стоят, они нужны!
– Наставничество – очень своевременная история. И немалая помощь родителям. Но так важно еще и еще раз сказать, что ответственность за детей в первую очередь лежит на их папах и мамах. То есть, если вы на первое место ставите работу, карьеру, зарабатывание денег, собственную реализацию и амбициозные планы, а не вдумчивое, осознанное, очень плотное присутствие в жизни детей, будьте готовы к проблемам. И не пытайтесь взвалить груз ответственности на кого-то – школу, государство…
– Вспомните, когда в последний раз мы, родители, искренне хвалили своих подростков, искренне волновались за них (не в форме упреков, наказов и угроз)? Основная забота родителя – накормить, одеть, заработать на репетитора и другие курсы. Одним словом, механически заполнить время ребенка всевозможными кружками, только б дома не сидел за телефоном или компьютером. Но ведь не получается быть хорошим папой-мамой, механически выполняя свои обязанности. Даже обед, приготовленный без любви, постный и безвкусный. Наши дети прекрасно научились взаимодействовать с родителями-роботами. Диалог раздраженного, постоянно недовольного родителя с сыном отзеркаленных чувств. Может, следует перестать требовать чего-то от ребенка, а начать слушать его, видеть, чувствовать…
Вы можете себе представить семью, где все ее члены участвуют в добровольческой, благотворительной, волонтерской или наставнической деятельности? Я знаю несколько таких семей. Это счастливые люди, получающие неизмеримый заряд энергии и позитива, оказывая помощь и поддержку в жизни тех, кому это необходимо. И у этих людей нет трудности в общении со своими детьми, нет проблем с телефонной зависимостью. Родители не запретили, они дали альтернативу… и показали, как она работает на своем опыте.

Светлана Кузнецова

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *