У каждого города есть свои памятники – символы его радости и славы, рассказывающие ярким, образным языком искусства о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, художниках и ученых. Гордо возвышающиеся на центральных площадях или почти незаметные, скрывающиеся в густой тени парков и тихих улиц, они неразрывно сливаются с обликом города. Люди, даже торопливо пробегая мимо, все же хоть мельком взглянут на хорошо знакомую и такую привычную статую, мысленно здороваясь с ней. Эти памятники незаметно для них самих становятся неотъемлемой частицей нашей жизни. Звучат особенной музыкой времени, истории…
В нашем городе тоже есть памятники. На официальном учете состоит 8 памятников, но в Канаше их больше.
Канаш — молодой город. Из имеющихся памятников старейшими являются водонапорная башня «Канаш западный» постройки 1892 года, бывшая земская начальная школа 1915 г. Остальные памятники и памятные места связаны с периодом после 1917 г. Один из которых — Паровоз ЭР 796 – 34, памятник паровозным бригадам колонн особого резерва НКПС СССР 1941-1945 г.г. в честь локомотивщиков, погибших в Великой Отечественной войне.
Локомотивное депо, как и станция Канаш, исчисляется с 1893 года, тогда оно было на два стойла. Депо принимало паровозы для мелкого ремонта, отстоя пассажирских и товарных паровозов в суровые зимние времена, чтобы не заморозить машины. Депо тогда было прямоугольной формы, имело смотровые канавы для ремонта экипажной части снизу – рессор, подбуксовных устройств, других агрегатов. Чуть дальше вокзала, у депо, были гидроколонки, где паровозы заправлялись водой. Они и сейчас стоят на своих местах как памятники прошлого (водонапорная башня, построена в 1892 г.). В 1939 г. паровозное депо становится основным, оно имеет свой приписной парк паровозов и свою ремонтную базу (ул. Канашская).
9 мая 1994 года в нашем городе железнодорожников произошло важное событие, в локомотивном депо состоялось торжественное открытие памятника, на вечную стоянку поставили паровоз. Такие паровозы отличались повышенной мощностью, они широко использовались на железных дорогах Советского Союза во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны внесли немалый вклад в защиту родной Отчизны. Они обеспечивали подачу нашим воинам боеприпасов, горючего, продовольствия, причем в любых условиях и в любое время года. Машинисты и поездные бригады, как и воины, часто рискуя жизнью, вели составы под артиллерийским и пулеметным огнем врага. Паровозы входили в колонны особого резерва НКПС.
Потомки благодарны всем, кто продвигал Победу по рельсам к фронту на передовую, и тем, кто ковал ее в тылу. Ветеран – паровоз, ставший памятником, символизирует славные дела канашских железнодорожников.
Надежда Шмонина,
главный хранитель музея Фото из фондов музея