В апреле этого года 11 школа стала центром притяжения для канашцев и гостей города – состоялось открытие замечательной выставки социального проекта «Лица Чувашии».
Мы писали об этом значимом событии. Юные краеведы в этот день познакомили гостей с выдающимися уроженцами чувашского края, чей труд стал весомым вкладом в развитие культуры, науки, образования, экономики, космонавтики, медицины, спорта, не только родного края, но и всей России. Все ребята были хорошо подготовлены, выступали с глубоким знанием дела. Но один участник завладел вниманием присутствующих своим невероятным обаянием, безупречной дикцией. Это Ваня Гавриков, ученик 3 класса. Чуть позже я узнала, что Ваня особенный ученик – вместе с другими ребятами с особенными потребностями в усвоении учебного материала обучается на дому. И это большая удача, что учителя, бабушка вовремя заметили, что ребенок не достаточно быстро усваивает школьную программу, ему требуется чуть больше времени и внимания, чем остальным ученикам. Заметили, написали заявление, прошли медико-педагогическую комиссию и получили возможность учиться дома. А это значит, что педагоги школы приходят к Ване домой и с той скоростью, какая мальчику необходима, объясняют учебный материал. Безусловно, домашнее обучение не исключает возможности посещать занятия в классе, быть вовлеченным в общественную жизнь школы. Наоборот! Такая, как сейчас говорят, активная социализация только приветствуется!
Ване и большому количеству других ребят с ограниченными возможностями здоровья повезло со школой, педагогами. Такая забота, внимание, доброжелательность дорогого стоят! Надо сказать, что стать частью большого, сплоченного коллектива учителей 11 школы совсем непросто. Необходимо обладать не только высоким профессионализмом, разносторонними знаниями, важно быть по-настоящему хорошим человеком, мудрым педагогом… Практически в каждом классе школы есть особенные ребятки, которым нужно особое, чуткое отношение.
А начиналось все много лет назад, в 2009 году, когда Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики открыло в 11 школе республиканскую экспериментальную площадку «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции». Большая ответственность и большая работа! Учителя повысили квалификацию на курсах по организации интегрированного обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, провели большую подготовительную работу с родителями – далеко не сразу и не все были готовы к таким кардинальным изменениям. Зато как радовались потом, когда видели, каких успехов достигают их ребята. А успехи были действительно значительные. Многие из 33 таких ребят стали студентами ведущих вузов и техникумов России, успешно прошли обучение и работают по специальности. Когда ребенок-инвалид, не способный поначалу произносить слова, после регулярного общения с учителем начинает говорить по слогам, различает буквы, картинки – какая же это победа! Или мамочка, которая поначалу не очень верила в успех, с удивлением, благодарностью признается: «Я даже не знала, что мой сын такой умный!» Надо сказать, что ребята с дистанционной формой обучения участвуют и побеждают в творческих и научных конкурсах. Одна из них, учащаяся начальной школы, была победителем в республиканском интеллектуальном конкурсе «Радиус» и городском конкурсе баннеров ко Дню Победы. Одним словом, обучение на дому с дистанционной формой – это равные возможности для получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, благосостояния семьи…
Сама атмосфера школы, доброжелательная, спокойная, очень дружелюбная способствует такому радостному вхождению детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс, активную школьную жизнь. Большим подспорьем служит и великолепное оборудование – компактные компьютеры со встроенными веб-камерами и микрофонами, графические планшеты, принтеры, сканеры, современный кабинет дефектолога для специальных занятий. А как серьезно позаботилось руководство школы о том, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя уверенно и защищенно. На крыльце размещен пандус, дверные проемы увеличены для прохождения в инвалидной коляске, на этажах – удобные поручни, туалет со специальным оборудованием, для людей с ограниченным зрением – таблички Брайля… Единственный минус школы – ограниченные возможности помещений. Желающих обучаться в школе имени героя Советского Союза Ивана Кабалина гораздо больше, чем позволяет здание…
Но педагоги не унывают. Щедрости их добрых сердец, искренней любви хватает на всех. Свидетельства тому письма благодарных родителей и учеников – сколько искренних, теплых, душевных слов! «Моя дочь, Татьяна Терентьева, обучаясь индивидуально, усваивает программу значительно быстрее и с интересом. Она стала увереннее». «У моего ребенка, Алексея Сергеева, благодаря занятиям с учителем повысилась самооценка, появилось желание учиться. Алексей радуется каждому новому дню!» «Учителя помогают нашим детям поверить в свои силы!» «Мы, родители, очень рады, что у нас есть такие педагоги!» – пожалуй, ничего дороже и ценнее этого и быть не может.
Светлана Кузнецова