Воскресенье, Сентябрь 23, 2018
Главная > Публикации > Алфавит как отражение реальности

Алфавит как отражение реальности

Начиная изучать язык, мы обычно начинаем с заучивания часто употребляемых слов, не задаваясь вопросом о смысле букв, как будто бы этого смысла нет и не было вовсе. Однако трудно согласиться с тем, что создатели алфавита не вложили абсолютно никакого значения в начертание букв, само предназначение которых – передавать определенный смысл, служить обмену информацией между людьми.

К примеру, буква А — ведь ее начертание должно иметь какой-то смысл? Отчетливо помню, что задавала себе этот вопрос в первом классе, когда нас учили писать буквы. В школе я так и не узнала ответа, но нашла его совершенно неожиданно, через много лет, когда стала изучать арабский язык.
Несколько лет я буквально жила этим вопросом — что означает начертание каждой буквы? Понимая, что алфавиты создавались людьми незаурядными и должны иметь философский смысл, я не искала связи образа буквы с каким-либо предметом, как, например, в детской русской азбуке «А — арбуз» или «Б — барабан», а исходила из того, что прообраз буквы должен отражать некую фундаментальную информацию о жизни человека. Постепенно пришло понимание, что это фундаментальное понятие в букве передается через определенное состояние человека.
Эта мысль стала тем ключиком, который подошел к замочку арабского алифбейта, и одна за другой арабские буквы стали раскрывать свои тайны. Зарисовывая прообразы арабских букв, вдруг обнаружила, что в некоторых из них ясно проявлены начертания русских букв. И первой была обнаружена буква А!
Посмотрите на этот рисунок — вы видите арабскую букву «Та марбута», а дальше прообраз этой буквы — коленопреклоненную женщину и двух детишек.

Казалось бы, где здесь буква А? Будет легче ее увидеть, если познакомиться поближе с ее арабской «сестрой» — с буквой со странным названием «Та марбута». Она тем более странная, что ее не всегда включают в список букв алифбейта. Некоторые источники не признают «Та марбуту» самостоятельной буквой. Однако именно «Та марбута» в арабском языке образует окончания женского рода. И именно «Та марбута», а не ее составляющие, несет фундаментальный смысл — «послушание как высший уровень женского сознания».
Коленопреклоненная женщина-мать (перед супругом) — это прообраз правильного, идеального состояния сознания женщины в семье, как бы ни прискорбно это было для многих женщин, в том числе и для меня. Повторюсь — это идеальный образ, достигнуть такого уровня сознания сможет не всякая женщина, но создатель алфавита определил именно такое сознание женщины высочайшим. Послушание женщины в семье является основой гармоничного развития семейных отношений, а главное — залогом счастливых и гармоничных взаимоотношений в будущих семьях детей. Это одна из причин, почему на рисунке присутствуют дети, которые внимательно смотрят на свою маму — дочь учится у мамы правильному поведению и сознанию, а сын учится пониманию, какую девушку надо брать себе в жены — такую, которая способна быть послушной и способна уважать мужа, признавать его старшинство в отношениях.
В конструкции буквы «Та марбута» дети представлены двумя точками, а коленопреклоненная фигура составляет основу начертания буквы, которая получена упрощением линий силуэта и выделением ключевых линий — преклоненные колени, склоненный корпус тела и вытянутые руки, просящие (супруга) о помощи.
В русском языке, если о существительном можно сказать «онА моя», то это существительное женского рода. Таким образом, А имеет женскую суть.
Для меня самой было большим потрясением увидеть букву А в коленопреклоненной фигуре, но из практики расшифровки арабских букв я знаю, что смысл каждой буквы многослоен, каждый слой так или иначе проистекает из фундаментального, отражая многочисленные оттенки его философского содержания. Ведь букв мало, а мир несоизмеримо многообразен, поэтому прообраз буквы должен быть емким и в той или иной степени применимым к описанию явлений окружающего мира.
Так и прообраз буквы А задает для нее все возможные смыслы философии послушания (младшего старшему, например), хотя сам прообраз напрямую говорит о послушании жены мужу. Но это тема непростая и обширная, скажу только, что человек, способный к послушанию — по-настоящему мудрый, успешный и влиятельный человек. И правда, кто в доме истинный хозяин? Тот, кто моет пол (шучу).
Дальше были «опознаны» и другие буквы-родственники — арабская ب (бя) и русская «Р». Посмотрите:

Прообраз для русской Р и арабской ب один и тот же — женщина с младенцем на руках. Но начертания этих букв, как видим, различаются, это связано с тем, кто именно — мать или младенец — задает основной смысл буквы.
В арабском начертании выделяется контур рук матери — материнская колыбель, а точкой отображается голова младенца. В арабской букве делается акцент на образ младенца — именно он входит в жизнь, у него начинается жизнь.
В русской букве Р младенец никак конструктивно не обозначается, но подразумевается (в колыбели), вертикальная линия отображает тело матери, а полукруг — ее руку (колыбель). Недаром с буквы Р начинаются слова «Род» и «Раз» (раз жизнь). Таким образом, в русском начертании выделяется образ матери (вертикальная линия) в связи с рождением ребенка (колыбель) — мать рождает жизнь, в данном случае одну жизнь (раз жизнь).
Я познакомила вас со своим взглядом на некоторые буквы арабского и русского алфавитов, не претендуя на истину в последней инстанции. О каждой букве можно рассказать много, но я старалась быть краткой, чтобы уложиться в рамки статьи. Пишите свои отзывы к этой статье на сайте газеты и, возможно, мы продолжим знакомство с алфавитом.

Розалия Терентьева

Один комментарий для “Алфавит как отражение реальности

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *

*

code