Пятница, 29 марта, 2024
Главная > Публикации > А и Б сидели на трубе. Верность мужской дружбе

А и Б сидели на трубе. Верность мужской дружбе

В День защитника Отечества героем нашей рубрики мог быть только настоящий мужчина – ответственный, мужественный, сильный, великодушный… И он у нас есть! О службе в Афганистане, детских увлечениях вольной борьбой и хоккеем рассказывает директор 10-ой школы, историк по образованию и призванию Николай Матвеевич Захаров.

Советский хоккей

Детство, как у всех советских мальчишек, было подвижным, веселым, спортивным. Мы играли в прятки, войнушки, догонялки, футбол. Но сильнее всего ждали зимних каникул, когда можно было поиграть в хоккей. Мы все тогда гордились советской сборной, нашими кумирами были Валерий Харламов, Борис Михайлов, Владислав Третьяк, Владимир Петров… Сначала играли в валенках. Во втором классе мама купила мне настоящие хоккейные коньки, с твердыми кирзовыми ботинками. Первую клюшку подарил брат – с загнутым концом, надписью Монреаль или Торонто. До этого клюшки делали сами из еловых веток. Каждую зиму у нас в Западном микрорайоне заливали каток. Причем, заливали мы сами – ведрами, шлангом через окна квартир. Коробки были на территории СПТУ-22, у 11-го дома по улице Фрунзе. Мы катались и на прудах – за 17-ым профтехучилищем и в районе БАМа.

Спорт

В 1980 году я стал заниматься вольной борьбой у Федора Ивановича Спиридонова. Это была настоящая школа физической, спортивной подготовки, которая очень помогла мне в дальнейшей жизни. Федор Иванович научил нас не только бороться. Мы бегали кроссы – в сторону коллективных садов, катались на лыжах, играли в настольный теннис, занимались на брусьях, перекладине. На агрегатном заводе для спорта были созданы великолепные условия – в спортзале были борцовские ковры, гири, гантели, душевая, сауна, на улице – гимнастический городок, футбольное поле. Наш тренер очень строго следил за дисциплиной, проверял дневники. Пропустил занятия – принеси объяснительную. Три пропуска – и тебя исключают из секции. Он контролировал и наш внешний вид – волосы должны быть коротко пострижены, ногти чистые. Федор Иванович – воспитатель и человек с большой буквы. 7 октября 1984 года я стал чемпионом Канашского района, до этого был призером, в первенстве ЧАССР занял 4 место. Борьба занимала практически все время моей подростковой жизни. Да, мы успевали учиться, летом ходили купаться на пруды, бегали в кино в летний кинотеатр в парке (старенькое деревянное здание) или в к/т «Мир», смотрели военные картины, индийское кино. Но все-таки главным был спорт.

Служба

По направлению военкомата сразу после школы я пошел учиться в автошколу ДОСААФ, работал автослесарем в ПАТП. 16 апреля 1985 года меня призвали в ряды Советской армии. К тому времени я общался с ребятами, отслужившими в Афганистане. Страха, что и мне предстоит служба в ОКСВА, не было. Воспитание мы получили такое, что бояться было стыдно. И не служить в армии – позорно. Сначала нас отправили в Термез, на границу Узбекистана с Афганистаном. 21 июня мы прошли Мост Дружбы – железнодорожно-автомобильный мост через Амударью, границу двух республик. Тогда же случился мой первый рейс. Я, молодой водитель, должен быть проехать 500 километров по горным дорогам и пустыне. Официально наш батальон перешел на территорию Афганистана (мы говорили «на ту сторону или за речку») в сентябре 1985 года. Сначала жили в палатках, казармы строили своими силами. Позже даже клуб построили. Помню, как включали музыку через громкоговоритель – «Рыжий конь» Боярского, песни Пугачевой, Агузаровой. Вокруг – пески. Вода привозная. Первое время все было непривычно – жаркий климат, горные пейзажи, боевая техника. Когда проезжали мимо кишлаков, к нам подбегали дети – грязные, худые. Мы отдавали им свои котелки с едой, так жалко их было! Взрослые смотрели на нас с ненавистью. Помню свой первый перевал Саланг – самый высокогорный автодорожный тоннель в мире, высота – 3 878 метров. Узкая дорога, глубокая пропасть, нехватка кислорода, снег, кругом – подбитая боевая техника. Любая ошибка могла закончиться трагически… Многие из нас переболели гепатитом, я лечился в госпитале около месяца. Царапины, ссадины не заживали, начинали гнить и тоже требовали лечения. 20 июня 1987 года нас переправили на железнодорожный вокзал Термеза, оттуда начался мой путь домой. Вместе со мной служили ребята из Украины, Белоруссии, Кавказа, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Татарии (особенно из города Брежнева, с завода КАМАЗ). Очень много было земляков из Чувашии. Много ребят из Канаша – это Володя Архипов, Василий Макаров, Коля Степанов, Эдик Тимофеев, Саша Григорьев, Коля Лукин, Леша Ложкин… Ежегодно, в апреле, мы собираемся все вместе, до сорока человек, вспоминаем годы службы, поминаем погибших. Это очень важно – чувствовать единение, поддержку друг друга… Нас свела война, мы все останемся верны этой, настоящей, мужской дружбе.

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *

*

code