Пятница, 29 марта, 2024
Главная > История > Владимир Рожков войну закончил под Прагой

Владимир Рожков войну закончил под Прагой

Владимир Рожков – известная на Канашских автотранспортных предприятиях личность. Коренной тамбовчанин, приехавший в 1949 году в Канаш по распределению после окончания Тамбовского автомобильного техникума по специальности «техник-механик автомобильного транспорта», всю свою жизнь проработал по профессии и остался в ставшем ему родным городе навсегда. Вот «канашская» трудовая биография Владимира Васильевича: 22 августа 1949 года он назначен механиком четвертого автовзвода автороты союза «Заготтранс» Министерства заготовок, позже он принял должность начальника мастерских автороты, затем – должности инженера-механика, начальника производства. В 1961 году занял пост главного инженера. По направлению Канашского горкома КПСС трудился начальником Управления механизации транспорта «Чувашколхозстрой». Некоторое время Владимир Васильевич работал на авторемзаводе, затем, до самого выхода на пенсию в 1984 году, в производственном автотранспортном объединении (ПАТО).

Владимир Васильевич, несмотря на преклонные годы (31 декабря 2019 года ему исполнится 96 лет) бодр и подтянут. Недавно вместе с внучкой они пришли в редакцию газеты «Канаш». И ветеран в течение двух часов наговорил на диктофон весь свой жизненный путь, в том числе и об участии в Великой Отечественной войне.
Владимира Рожкова, окончившего два курса Тамбовского автомобильного техникума, прежде чем отправить на фронт, в июне 1941 года направили в Брянскую область на строительство заградительных укреплений, рытье противотанковых рвов. Осенью того же года парень стал курсантом военно-пехотного училища, дислоцировавшегося в Комсомольске-на-Амуре, где он проучился до апреля 1942 года.
Затем – фронт. Привезли курсантов на станцию ночью. Граница Курской и Воронежской областей. От деревни Малой Верейки, сожженной дотла, остались одни печные трубы. Сюда курсанты добирались двое суток: днем прятались в сараях и конюшнях, а ночью шли. Необстрелянные курсанты заменили оставшихся в живых воинов 284-й пехотной дивизии. Тринадцать дней здесь шли бои, и дивизия почти вся была истреблена. Линия обороны шла по ржаному полю, курсантов немец ежедневно обстреливал из орудий и минометов. Из вооружения 248-й курсантской стрелковой бригады, в составе которой был и курсант Рожков, были только винтовки-трехлинейки. «На всю нашу роту был всего один пистолет-пулемет Дегтярёва», – вспоминает бывший фронтовик. – Заняли окопы, лежим. Нас немец обстреливает шрапнелью. Сосед кричит: «Рожков, меня ранило!» Я привел военфельдшера, раненого перевязали. Слева от нас через овраг была пулеметная рота.
Пролежали мы в окопах с 1-го по 10-го августа. 11-го августа объявили тревогу. Старшина выдал каждому по три обоймы патронов к винтовке, по две гранаты и противогаз. В 16 часов наша рота пошла в наступление. Перед наступлением никакой артподготовки не было. Противник нас обстреливает снарядами, минами, из пулеметов. Идем цепью по вспаханному полю, спрятаться негде. Впереди идут командир роты, политрук, командир первого взвода, помкомвзвода и я – связной командира роты.
Тут начался кошмар. Помкомвзвода старший сержант Панфилов, лет тридцати, правее меня шел. Тут бах! Мина взорвалась, смотрю, у Панфилова головы нет. Мина ему попала прямо в голову, и он упал на землю. Бежим дальше. До немцев было километра полтора. Смотрю: командир упал, политрук… И тут раз! Осколок разбил мне челюсть, выбил зубы. Кровище хлещет! Из санитарного пакета достал бинт и еле-еле заткнул рану. Тут снова разорвалась мина, и мне ногу перебило. Что делать? Никого нет. Тут убитый лежит, там убитый… Думаю: хоть бы до воронки доползти и там спрятаться от осколков мин. Тут разрывная пуля попала в ногу. Смотрю, фельдшер идет. Кое-как перевязал он мне ногу, затащил в воронку и говорит: «Рожков, я тебе больше ничем помочь не могу, сам ползком добирайся до базы». К полночи еле-еле дополз к своим. До утра пролежал в окопе. Утром слышу гул: самолет летит. Тут он бомбить начал. Бомба упала неподалеку и меня завалило землёй – только голова и ноги торчат. Меня санитары откопали, отправили в ближайший тыл…»
Тяжело раненный Владимир Рожков до января 1943 года восстанавливал здоровье в Бугурусланском госпитале Оренбургской области. Признав его не годным к строевой службе, комиссовали. Но комиссованного Рожкова выучили на связиста, и он продолжил службу в батальоне связи № 642 1-го Украинского фронта, обеспечивая устойчивую связь между войсковыми подразделениями. Победу Владимир Рожков встретил в Чехословакии, в городе Градец Крылово, рядом с Прагой. В августе 1945 года их перебросили в Западную Украину для борьбы с бандеровцами.
Домой Владимир вернулся только в апреле 1947 года. Два года – третий и четвертый курсы – проучился в техникуме и с дипломом «техника-механика автомобильного транспорта» прибыл в город Канаш и остался в нем навсегда…
Адрес и телефон Владимира Васильевича Рожкова нам дала председатель совета ветеранов Канашского ПАТП Казакова Елена Ивановна. Она же попросила поздравить ветерана Великой Отечественной Владимира Рожкова, а также тружеников тыла, бывших работников ПАТП Егора Андреева, Меланию Тимофееву, Алексея Блинова и Геннадия Васильева с наступающей 74-й годовщиной Великой Победы и пожелать им здоровья и благополучия.
Кстати, Елена Ивановна же сообщила, что у Геннадия Васильевича общий трудовой стаж составляет 50 лет, и он до выхода на пенсию трудился мастером в ПАТП, награжден медалью «Ветеран труда». Вместе с супругой Юлией Анисимовной вырастили и воспитали двоих детей.

Василий ЛАПИН

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *

*

code