Алексеевы проживают в выселках Шихазаны, именуемого в народе «хутором». Когда я спросил у Любови Анатольевны, почему «хутор», она, главный специалист Новочелкасинского сельского поселения по должности, нам доступно объяснила: «В 1910 году безземельным крестьянам села Шихазаны власти выделили земельные наделы в пойме реки Малый Цивиль: у кого в семье было больше сыновей, у них и наделы были солидные. В те времена при наделении семей землёй лица женского пола в учет не брались. Семей 6 – 7 из Шихазан стали строиться на своих земельных наделах, так образовался хутор, небольшой населенный пункт (вот откуда народное название выселка!- В.Л.)». Далее Любовь Анатольевна пояснила, что в 30-х годах прошлого столетия, когда в стране началась коллективизация единоличных хозяйств и стали образовываться колхозы, хуторян со своих земельных наделов, а это сплошь чернозём, стали переселять на другой берег Поштанарки, на песчаные земли.
В числе первых переселенцев был и прадед Любови Анатольевны Аввакум Яковлевич, на новом месте стали обживаться Васаниха, Капрал и другие жители Шихазан. Сюда стали переселяться и жители Новых Челкасов и Вторых Хормал.
— Наш хутор в первые годы своего существования считался русским, — поясняет наша собеседница, — потому что первые переселенцы в основном были русскими по национальности.
— Значит, и в ваших жилах течёт русская кровь?
— Нет! И прадед, и прабабушка были чувашами! Наше селение хоть и было малочисленным, но всё же здесь был свой колхоз и носил он гордое название «Новая жизнь». Это я помню из рассказов бабушки по отцу. Затем нас объединили с новочелкасинским колхозом, со Вторыми Хормалами. И под конец мы стали одним колхозом с Малым Тугаево.
— Любовь Анатольевна, как поживает в настоящее время ваш хутор?
— Хутор стареет год от года. В основном здесь люди пожилого возраста. Школьников всего двое: наши двое приемных сыновей – младший второй класс окончил и старший восьмой, и ещё одна девочка детсадовского возраста. За ними приезжает школьная «Газель» и отвозит в Малое Тугаево.
Жителей у нас шестьдесят пять, из молодых семей одна учительница с ребенком, остальным всем за сорок.
— Работы в выселках нет, где трудятся мужчины?
— В основном они ездят на заработки. Наш сосед с сыновьями трудится в Москве, жена – в Канаше. Иногда приезжают, побудут пару дней и опять их нет. Муж у меня работает в Канаше в Ростелекоме, сама в администрации Новочелкасинского сельского поселения. Но на работу езжу в Оженары, наша контора находится там. Почему? Вынуждены были переехать. Колхоз обанкротился, сельская администрация располагалась в колхозном здании, своего помещения не было. И вот в декабре, в зимнюю стужу, пять лет назад переехали в свободное помещение Оженарского детского сада.
— Любовь Анатольевна, как вы сказали, на хуторе в основном проживают люди старшего поколения. Нет ли среди бабушек рукодельниц?
— Есть! Мама моя в молодости и кофты, и юбки, и пуховые платки вязала, сейчас тоже без работы не сидит, носки, варежки вяжет. Есть любители цветы выращивать на приусадебном участке, картины вышивать. И сама я вся в маму, люблю вязать, вышивать картины, иконы православные.
— Вы как-то обмолвились про приемных детей…
— Старший – Даниил, нынче окончил восемь классов, Ярослав – второй класс. Не скажу, что отличники, но двоек нет. Родители лишены родительских прав. Их я ни разу не видела, они не приезжали к нам, не интересовались, как живет их сын, в каких условиях. Даниила мы приняли в семью в пятилетнем возрасте, Ярослава – в трёхлетнем. Они в курсе, что живут в приемной семье.
— Нет у них желания пообщаться с биологическими родителями? Не просятся съездить к ним?
— Как-то предложила старшему съездить в деревню, с папой, мамой повидаться. Нет, говорит, не поеду.
— Живность какую-нибудь держите в хозяйстве?
— Конечно. Корова с теленком, куры, утки, гуси, а свиней не держим. В деревне 9 хозяйств имеют коров. Всего их 17, «приглядывает» за ними электропастух, установленный на пастбище в прошлом году.
— Дорого вам обошлось это приспособление?
— Цену разделили на количество коров, получилось 1,5 тыс. рублей на одну корову.
— «Пастуха» переносите с места на место?
— Нет, площадь большая, и вода есть, и лес. Купили 6-километровое приспособление, но не всё установили, может, километра 3 – 4.
А в своей собственности у нас земли 2,5 гектара. Есть грузовая машина, трактор. И сыновей мы с детства приобщаем к труду, чтобы выросли они рачительными хозяевами, знали толк в работе и цену хлеба, выращенного собственными руками.
Присутствовавшая при нашем разговоре сотрудник газеты «Канаш ен» Ирина Андреева тепло поздравила Любовь Анатольевну с прошедшим Днем семьи, любви и верности, отметив, что растить детей – это тяжелый труд, дети должны чувствовать родительскую любовь, душевное тепло, исходящее от матери и отца, только тогда они вырастут настоящими людьми.
Василий ЛАПИН
Фото автора