В августе учитель школы №9 Надежда Шутова побывала в усадьбе Льва Николаевича Толстого Ясная Поляна, где проходила Летняя школа для учителей русского языка и литературы.
— Какие дороги привели вас в Ясную Поляну?
— Летняя школа – это один из форматов, активно использующихся для распространения научной и методической информации. Многие хорошие вузы «грешат» этим. Я была на летних школах в МГУ, НИУ ВШЭ. Но чтобы музей вступил на этот путь – это я встречаю впервые. На данный момент это уникальное явление. Организаторами, кроме музея, стали НИУ ВШЭ, проект «Полка» и Гильдия словесников. Был объявлен конкурс: необходимо было написать эссе. Предполагалось всего лишь 25 мест, из которых 5 мест для бесплатного участия. Конкуренция была огромна: более чем 200 заявок со всей страны. Я стала одним из 5 счастливчиков. Школа собрала словесников из огромного количества регионов, от Минска до Сахалина. В числе слушателей были кандидаты наук, сельские учителя, магистры, преподаватели вузов, школ, гимназий – нам было о чём поговорить, обсудить, чем поделиться и чему научиться друг у друга. Профессиональные встречи на таком уровне для меня бесценны. Я член Гильдии словесников России. Встреча с коллегами по Гильдии – это всегда разговор на одной ноте. Мне радостно просто даже видеть лица людей, которые думают так же, как я.
— Что вызвало наиболее сильные впечатления?
— Встреча с писателем Павлом Басинским. Он известен как автор ряда книг о Толстом. В 2019 году он стал автором текста Тотального диктанта. Как городской координатор Тотального диктанта, я не могла не взять у писателя автограф! И знакомство с Е. С. Абелюк, одним из авторов УМК по литературе. Это те учебники, которые содержат преимущественно тексты современной литературы и транслируют не формальный подход преподавания литературы «по учебнику», а видение литературы как предмета субъект-субъектного. Жаль, что методисты придерживаются давно протоптанной тропы. Нынешние дети испытывают отторжение к классике. Я считаю, это потому, что школьная программа на данный момент выглядит устаревшей. Культурный код писателя 19 века (чаще всего помещика!) не соответствует культурному коду современного ребёнка. Русская литература написана всё-таки не для детей, а для подготовленного читателя. То, что непонятно, вызывает страх и неприятие. Так устроен человек, что он старается страх преодолеть. Ребёнок пытается страх обойти: в случае с литературой он обращается к Интернету, где благополучно существует целая корпорация соответствующих сайтов. У детей даже появилось слово «забрифлить» по названию сайта с выложенными краткими пересказами произведений. Задача учителя – взорвать эту стену отчуждения, а это необычайно сложно. Тексты «новой природы» – это то, в чём нуждается современная методика.
— Собираетесь делиться своими знаниями с канашскими коллегами?
— Конечно. На городском семинаре я уже рассказывала о поездке.
— Это, насколько я знаю, не первая поездка в Ясную?
— Третья. В 2013 году я была аудитором краудсорсингового проекта по оцифровке наследия Толстого «Весь Толстой в один клик», и была приглашена в Ясную Поляну. А в 2014 году музей совместно с компанией Самсунг проводил первый проект по онлайн-чтению. Это был роман «Анна Каренина», и мы с ученицей, пройдя конкурсный отбор, были приглашены для очного участия. Это была большая награда – читать великое произведение наряду с известными актёрами и деятелями. Ясная Поляна – это не только место великого прошлого, но и деятельностного настоящего. Надеюсь, это не последний мой с Ясной Поляной проект.
Светлана Кузнецова