Валентина Степановна Гайдукова … О ней, доброй, заботливой маме двоих сыновей и бабушке семи внуков и одной правнучки, можно уверенно сказать – сильная женщина. Настоящий герой нашего времени! Она проявила настоящий героизм, когда в пять лет взвалила на свои хрупкие, детские плечи заботу о младших братьях, топила печь и носила воду с реки. Когда помогала маме на ферме, когда в девять лет, как взрослая, трудилась на колхозных полях. Только настоящий герой способен сдать кровь 76 раз! За этот героизм ее дважды удостаивали звания «Почетный донор России». В 42 года ей, детскому врачу, вручили медаль «Ветеран труда». Нелегкую жизнь прожила Валентина Степановна. Но иначе и быть не могло – Великая Отечественная война стала частью ее героической биографии.
Подранок
Я родилась 14 марта 1937 года в селе Торопово Рязанской области. Мой папа, Степан Степанович Мишин, был партийным работником, занимал должность председателя рабочего комитета. В нашей семье долго хранился его граммофон с пластинками, где были записаны выступления В.И. Ленина. Весной 1942 года папа добровольцем ушел на фронт. У него была бронь, но на уговоры моей мамы Марии Федоровны он ответил так: «Люди воюют, кровь проливают… Я не могу остаться в стороне!» Мама работала в столовой военной части. А я, пятилетняя девочка, оставалась одна на хозяйстве. На мне – двое младших братиков, Виктор и Коля, стирка, приготовление еды в русской печи. В то время мы жили на хуторе Игошино. Кругом лес. Расчистили небольшую делянку, стали сажать картошку. Мама с раннего утра до поздней ночи на работе. С картошкой я управлялась сама. За водой надо идти на речку. А ведро большое, конное, на полтора обычных ведра. Мне, маленькой, самой не поднять. Звала на помощь соседей. Я чувствовала себя подранком – беззащитной, маленькой, но очень мужественной птичкой, которую ранило суровое время. И рана эта не скоро начнет заживать…
Похоронка
25 сентября 1943 года пришла похоронка… До сих пор в ушах стоят папины слова, когда мы прощались у военкомата: «Дочка, будь жива и здорова! Я тебе Гитлера в мешке привезу…» И остались мы сиротами… Хлеба почти и не видели. Часто за весь день поедим только очистки, которые сушили для козы. Ходили в соседний колхоз Пеньки за мерзлой картошкой – забирались в глубокие ямы, полные воды, застывшими руками, на ощупь, вылавливали оттуда картошку. В конце 45-го к нам на хутор вдруг пришла вещевая помощь. Говорили – из Америки. Мне досталась теплая кофточка. Вите – маечка. Маме стали давать денежную помощь на детей – 190 рублей. А мера картошки в 16 килограмм тогда стоила все двести…
Победа
День Победы запомнился так: над хутором поднялся бабий вой и детский отчаянный плач – практически у каждой семьи война отобрала родных и близких. Мы с мамой долго сидели на крылечке, плакали горько и безутешно. В восемь лет я пошла в школу. До морозов мы ходили босиком. Зимой на валенки одевали лапти и привязывали к ним деревянные колодки. Варежек не было. Помню, как приходила в школу с синими ладошками и мне их подолгу отогревала наша добрая нянечка. Весной 1946 года мы переехали к бабушке в деревню. Мама устроилась дояркой на ферму. Я стала ей помогать. Мама будила меня в три утра, вместе мы шли на ферму. Там я и навоз чистила, и сено раскидывала. В семь часов бежала домой, чтобы успеть переобуться, поесть картошку, жареную на воде, и бежать в школу. С бабушкой мы ходили в лес за лыком – она плела лапти, корзинки. Ранней весной на лугах собирали дикий лук. Меняли его в соседних деревнях на яйца или хлеб. Бабушка, Евдокия Васильевна, как могла меня жалела и очень любила. Но работы было так много, что свободной минутки не было никогда. С девяти лет я стала зарабатывать трудодни в колхозе – мы с детворой ворошили и убирали сено, часто ездили в ночное. Лошадей не было. В молотильную машину запрягали быков. Но у изможденных, голодных животных не было сил. Тогда в машину впрягались мы, дети…
Помощник педиатра
Окончила семь классов. Началась моя трудовая биография. Сначала на прядильной фабрике в городе Вязники, потом посудомойщицей в Чайной. Здесь меня увидел директор торга и предложил пойти учиться в торговую школу. Я получила специальность товароведа и уехала в Бухару к маминому брату. Здесь я встретила своего будущего мужа, Николая Егоровича Гайдукова. Вместе мы поехали на его родину в поселок Урмары, где он работал помощником эпидемиолога. Позже вместе поехали учиться в Казань. Муж – в медицинский институт, а я – в медицинский колледж, где получила профессию фельдшера-лечебника. В 1966 году мы вернулись в Урмары. Николай Егорович работал врачом-отоларингологом. А я – помощником педиатра. В 2000 году, после смерти мужа, я переехала в Канаш, к детям.