Пятница, 19 апреля, 2024
Главная > Публикации > Пресса Великой войны

Пресса Великой войны

Название рубрике, посвященной юбилею нашей газеты, предложил Василий Григорьевич Иванов, заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашии, почетный работник общего образования России, почетный гражданин города Канаша. Василий Григорьевич первым откликнулся на нашу просьбу поделиться уникальными воспоминаниями, архивными фотографиями, связанными с историей газеты «Канаш». Его рассказ посвящен маме – Прасковье Федотовне Ивановой (Федотовой).


Вся трудовая жизнь Прасковьи Федотовны связана с канашской типографией, куда она была принята на работу 1 апреля 1943 года. Но еще раньше, в 1941 году, семнадцатилетняя девушка вместе со своими земляками деревни Задние Яндоуши участвовала в строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей. В память об этом тяжелом времени на шее Прасковьи сохранился небольшой шрам – девушка во время работы на морозе так замерзла, что заболела ангиной, стала задыхаться. Ее срочно отвезли в больницу, где сделали проникающий надрез, чтобы спасти Прасковье жизнь.

Типография в годы войны располагалась в деревянном здании на улице Железнодорожной. Здесь печатали газеты «За коммунизм» и «Сталинский путь», на страницах которых выходили сводки Совинформбюро, материалы местных корреспондентов, раскрывающие рабочие будни предприятий города, района, трудовые подвиги рабочих и колхозников, патриотизм советских людей. Прасковью взяли на работу сначала ученицей, затем перевели в наборщицы, позже она работала линотиписткой, переплетчицей. С каждым годом повышался ее квалификационный разряд, Прасковья Федотовна становилась опытным мастером, получала заслуженные награды и премии. Дважды ей присваивали почетное звание «Ударник коммунистического труда». Прасковья Иванова награждена медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны», «За Победу над Германией».

Типографские служащие в годы войны, послевоенное время жили в бараке на пересечении двух улиц, Лесной и Театральной. Василий Григорьевич вспоминает, как мама уходила на работу к семи, прибегала домой на обед – ей надо было уложиться в 30 минут, разогреть еду, накормить детей и быть на работе вовремя. Уставала, конечно. Но была очень заботливой, ласковой мамой для своих четверых детей. Барак – не самое лучшее место для жизни. Туалет на улице, отопление печное. Постиранное белье хозяйки вывешивали сушиться на улицу.

Спустя несколько лет работы со свинцом, в который были отлиты газетные строки, Прасковья Федотовна заболела. Диагноз «свинцовая интоксикация» исключал работу в типографских цехах. Ее перевели на облегченный труд, Прасковья Иванова стала работать охранником. Василий, как старший сын, провожал маму на работу и оставался там ночевать. Спал в углу на куче обрезанной бумаги. Засыпал под размеренный гул «тук-тук, тук-тук». Это работали станки ночной смены. Василию Григорьевичу запомнились большие, в 500 килограммов рулоны газетной бумаги. Рабочие их раскручивали и нарезали на станке на газетные полосы.

В 1974 году Прасковья Федотовна ушла на заслуженный отдых – нянчиться с внуками. Их любимой игрой были шашки. Умерла замечательная, добрая женщина, большая труженица, не дожив до 70 лет. Документы, фотографии, связанные с мамой, Василий Григорьевич бережно хранит – мечтает передать детям и внукам, чтобы история семьи не прерывалась. Судьба его мамы – это судьба целого поколения людей, тружеников тыла, тяжелого послевоенного времени. Добрая им память и наша искренняя благодарность.

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *