– Родился я в выселке Лесном Канашского района и никуда, кроме как на службу в армии, не выезжал, – рассказывает Кудряшов Георгий Павлович, который 5 января нынешнего года отметил 82-летие со дня рождения. – С детства трудился в колхозе. Во время летних каникул ходил на жатву (хлеба жали серпами), возил снопы с полей, молотил. Когда расформировали МТСы, трактора и автомобили раздали колхозам. Наш колхоз также получил трактор ДТ-54, и я в 16 с половиной лет целый сезон проработал плугарем на тракторе. Осенью трактор своим ходом погнали в Шихазаны на капитальный ремонт. Его полностью разобрали, что надо – заменили и собрали заново. В Шихазанах же окончил курсы трактористов и до самого призыва в армию трудился трактористом. В то же время по направлению военкомата окончил курсы водителей.
Тогда в армию призывали в 19 лет. 4 октября 1959 года и мне принесли повестку. Так, с правами водителя и тракториста я попал в дивизию ВВС, дислоцированную в городе Энгельс Саратовской области. У нас стояли тяжелые бомбардировщики 3М и М-4. Они загружались девятитонными бомбами и улетали на учения. Размах крыльев этих самолетов составлял 52 метра, длина также была 52 метра. В дивизии меня посадили на автобус, я три месяца был в подчинении начальника штаба дивизии. Когда в дивизию пришел новенький ГАЗ-69, я на нем начал возить командира полка.
Осенью 1960 года отобрали шесть автомашин-вездеходов (был даже автокран) и поставили на дежурство на площадку рядом с командным пунктом. Был приказ: никуда не отлучаться, спать в машинах, кормить будут прямо здесь. После трех недель дежурства была дана команда: «Отбой!» Через две недели опять поставили на дежурство на десять дней: был приказ – «Будете стоять по тревоге «Восход»! Что за «восход», нам объяснено не было. Сидим, ждем. В карты играем, байки травим. Снова была дана команда «Отбой!»
20 марта 1961 года снова вызвали на дежурство. На сей раз нам было приказано стоять по тревоге «Восток». И снова никаких объяснений. Сидим неделю, вторую, третью… Затем нас отпустили в казарму. Когда нас второй раз отпустили с дежурства, мы только-только зашли в казарму, скомандовали срочно вернуться на командный пункт. Завели машины и помчались. В дивизии только у меня была в машине рация. Мы могли связываться даже с самолетами. Слышим по рации: «Человек в космосе! Это старший лейтенант Юрий Гагарин!» После полного облета вокруг земного шара спускаемый аппарат космического корабля приземлился в двух километрах от деревни Подгорное.
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Когда Гагарина привезли на аэродром, его посадили на мою автомашину, чтобы я доставил его в штаб дивизии. Оттуда Юрий Алексеевич доложил в Москву об успешном приземлении. Узнав, что космонавт в военном городке, все его население высыпало на улицу.
У меня было две фотографии Юрия Гагарина, сделанные после приземления. Когда братишка из армии прибыл на побывку, с собой забрал эти фото, но назад не привез. Якобы их забрали офицеры и назад не отдали.
Начиная с 1961 года, я ежегодно 12 апреля отмечаю День космонавтики.
Василий ЛАПИН