Пятница, 19 апреля, 2024
Главная > Публикации > Местные купцы способствовали становлению будущего Канаша

Местные купцы способствовали становлению будущего Канаша

В августе жители Канаша отметят два важных праздника – День города и День железнодорожника. Эти даты были объединены в одну знаменательную не случайно. Нет Канаша без железной дороги, нет железной дороги без Канаша. История, развитие и становление города неразрывно связаны с железной дорогой. В такие праздники принято вспоминать историю возникновения города, а также, по возможности, людей, стоявших у истоков.
В 1890-х годах появился проект соединения Москвы с Казанью. Для постройки и эксплуатации новой дороги было создано Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Главой общества, в качестве председателя, был назначен крупный магнат фон Мекк. В начале декабря 1893 года завершилось строительство железной дороги Москва – Казань через Рязань, Саранск, Алатырь. В середине декабря по ней началось сквозное движение поездов. С этого времени начинают свою летопись станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш.
С пуском станции в работу и завершением строительства дороги Шихраны и близлежащие населенные пункты получили стимул к дальнейшему экономическому развитию. Казалось, ничто не изменит быт селян, каким он был уже на протяжении многих лет. Но царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который пришелся на 90-е годы 19 века. С развитием крупной промышленности и формированием внутреннего рынка расширялись и транспортные связи. Прежде всего, стали развиваться рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, кустарное производство.
В первом ряду купцов стоит имя Николая Яковлевича Абалымова, бывшего крестьянина из д.Оженары. В самом же начале он построил возле станции 4 мельницы, соляные и зерновые склады, жилой двухэтажный дом, который впоследствии сдал в аренду под учительскую семинарию. Благодаря его деятельности здесь нашли работу и заработок десятки людей. В 1922 году в доме купца Арефьева была размещена глазная лечебница на 10 коек.
Менялся облик самой станции: в 1896г. было построено новое деревянное здание вокзала, в 1897 году при нем имелись буфет, лавка съестных припасов мещанки Свешниковой, постоялый двор унтер- офицера Филиппова, К.Н. Арефьевой из д. Большие Бикшихи.
С 1898 года на станции стали вести закупку зерна через скупочные пункты предприниматели Н.Я. Абалымов, Л.С. Рыжов, А.С. Мочалов, Д. Филиппов, К.Н. Арефьева и другие. Появились лесные, яичные и хлебные амбары, в том числе иностранных купцов. Так, в 1899 году француз Шевалье построил склад для дубовой клепки, через год подданный Турции Триандафильди открыл предприятие по закупке зерна.
В 1900 г. при станции Шихраны 22 купца имели склады для зерна, яиц, клепки, семь предпринимателей держали лавки, трактир, буфет и две мельницы, патент на склад дубовых клепок приобрел московский купец Д.И. Ксенофонтов.
C 1907 года в Шихранах проживал М.Н. Курбатов с семьей, один из Курбатовых – представителей известного в Чувашии рода купцов-промышленников. Занимались торговлей хлебом и табаком. Владели предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья и обработке древесины, с конца 19 века являлись крупными землевладельцами, играли заметную роль в культурной жизни Цивильска, занимались благотворительностью. В 1890 годы входили в деловую элиту Чувашского края.
С широким размахом действовал Н.П.Курбатов: занимался скупкой и торговлей яйцами, построил фабрику гнутой и столярной мебели на железнодорожной станции Урмары, основал конезавод в с. Иваново, владел большими участками земли при с. Иваново, д. Комаровка Цивильского уезда, амбарами и домами в Цивильске, Шихранах, Урмарах и др. При строительстве церкви в Шихранах один из братьев Курбатовых пожертвовал на богоугодное дело одну тысячу рублей (из 7,5 тысяч по общей смете). Кстати, при церкви работала пчеловодная мастерская братьев Федюковых, участвовавшая в постройке земской школы.
В городе Канаше имеется улица Лесная, которая связана с именем лесопромышленника М. Михайлова.
Максим Михайлович Михайлов жил в деревне Старое Ахпердино. В молодости его родители не отличались от других крестьян особой зажиточностью. Когда он обзавелся семьей, крепко взялся за собственное хозяйство. Сначала наловчился делать и продавать небольшие санки, потом и сани для запряжки.
Дальше пошли кадки и бочки. В городе, в одном из зданий на пристанционной улице, открыл мастерскую. В соседнем двухэтажном доме наверху располагалась его контора, а внизу жили рабочие.
Имел он в Канаше и лесопилку. Деловой материал заготавливал в Шихранских и Шумерлинских лесах. Вдоль железной дороги находились склады. В Москву Михайлов отправлял доски и бревна из хвойных деревьев, а в Петербург поставлял дубы для строительства кораблей. Вскоре оборотливый хозяин стал заметным в округе лесопромышленником.
Максим Михайлович не забросил и свое приусадебное хозяйство. Семья у него большая была – четверо сыновей и четыре дочери, так что по количеству едоков земли немало отрезали им. Когда обветшал старый дом, хозяин выстроил новый, большой с жестяной крышей. Поставил в нем даже пианино.
Недолго пришлось благоденствовать Михайловым в своем новом родовом гнезде. Наступили горькие времена для зажиточных людей. Коммунистическая власть распорядилась уравнять всех членов нового советского общества. Кто состоятельный, у тех собственность отобрать на общее пользование, а самих владельцев чрезмерного добра отправить подальше на принудительный труд.
В начале 20-х годов прошлого века практически все они, дожившие до этого времени, были лишены оставшегося имущества. А в их домах еще многие десятилетия располагались учебные, детские учреждения, объекты здравоохранения и бытового обслуживания, библиотеки, узел связи. Последний такой деревянный дом в Канаше снесли только в 2001 году, а основная масса просуществовала до 80-х годов прошлого века.
Историки сохранили нам имена этих предпринимателей или, по-старинному, купцов, чья деятельность способствовала становлению новой станции, появлению возле нее первых строений, возникновению поселка Шихраны, будущего города Канаша.

Надежда ШМОНИНА,
лектор-экскурсовод
краеведческого музея

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *