Поздний вечер. Такси межгород. Усаживаюсь поудобнее – и часа не пройдет, как мы окажемся на месте. Сейчас поедем…
— Нет! Я возьму пакет в салон. Не надо в багажник!
— Вам же удобнее будет– давайте уберем!
Долгая возня пассажира с водителем, наконец, завершилась. Едем! За окном мелькают огни, в салоне тепло, усталость большого дня обволакивает приятной истомой… У кого-то в сумке, видимо, домашняя выпечка – аромат ползет по всему салону. Хорошо!
Телефонный звонок врывается в тишину… Пассажир с заднего сиденья отвечает громким голосом. На непонятном языке. Говорит властно, отрывисто. С кем-то спорит. Настаивает. Я почувствовала спиной, как в миг наэлектризовалась атмосфера в салоне. Даже пирожки затаились. Стало тревожно и неуютно. Мысли побежали с бешеной скоростью: «Пакет в салоне. Не хотел убирать в багажник. Ночь на дворе. Как тревожно воет ветер за окном. Недавно в Питерском метро…»
Телефонный разговор наконец завершился. Но спокойнее не стало. Бабушка с пирожками громко всхлипнула. Мы переглянулись с водителем – нельзя допустить паники! И тогда меня понесло… Я обернулась к пассажиру с пакетом и максимально радостно выдала: «Какой красивый язык! Армянский?» Молодой человек с улыбкой подтвердил. И… полилась беседа. О языках: «Немножко похож на чувашский». О национальных кухнях: «Ой, я долму очень люблю!» Пассажиры вспомнили всех своих знакомых армян — очень хороших людей…
Потом, дома, мне было очень стыдно за малодушие… Я, журналист, занимающийся много лет темой межэтнических отношений, испугалась! Что же говорить о людях, которым эту тему агрессивно подают из телевизоров — теракты, насилие, угрозы… Или я ошибаюсь? И наше общество настроено достаточно дружелюбно?
Буквально на днях Чувашский государственный институт гуманитарных наук завершил любопытное социологическое исследование: «Современное состояние этнокультурного развития и межнациональных отношений в Чувашской Республике». Я присутствовала на презентации и готова поделиться своими впечатлениями и некоторыми цифрами.
Как сообщил профессор Иван Бойко, главный научный сотрудник исторического направления института, данные опроса показывают, что в Чувашии продолжают оставаться спокойными и уважительными межэтнические и межконфессиональные отношения. 9 из 10 респондентов (90%) дали им положительную оценку.
Да, в целом ответы были вполне позитивные. Например, на вопрос «Стоит ли учитывать национальность при выборе друзей», 79,9% ответили, что национальности в этом деле придавать значение не нужно. К межнациональным бракам отношение прохладнее. За такие браки проголосовали 10,6 процентов опрошенных, категорически против – 2%. «Такие отношения не желательны», — считают 6,3 % респондентов. 13,2 процентов человек сказали: «Смотря какие национальности», а 12,9% решили, что это их не касается.
Вопрос с мигрантами оказался крайне неудобным. Всего 9 процентов опрошенных соглашаются с намерением мигрантов работать в нашей республике, но при условии, что они останутся в России навсегда. И наоборот, пусть поработают и уезжают на родину, считают 13,5 %. Большинство (51,7%) категорично заявили: «Нет. Никакие трудовые мигранты не нужны России». Опять же, большинство опрошенных согласились со следующими утверждениями: «Мигранты не уважают традиции, язык местных жителей, и это порождает конфликты» (31,1%), «Они отнимают рабочие места у местного населения» (45,5%), «Они малоквалифицированны, выполняют работу, не имея компетенции и опыта» (42,8%).
Идем дальше. 45,5% считают, что миграцию следует ограничивать для приезжающих из Кавказских и Среднеазиатских регионов. Только 13,9% считают, что никакую миграцию ограничивать не нужно.
Почему? Вот как свою нетерпимость объясняют респонденты: «В Чувашии не хватает работы самим жителям республики, а приезжие только усиливают конкуренцию» (47,5%), «Среди мигрантов высока доля лиц, нарушающих законодательство, их приезд только способствует повышению уровня преступности в республике» (41,1%), «Многие из них ведут себя неуважительно по отношению к жителям республики, не считают необходимым соблюдать сложившиеся в Чувашии традиции, взаимоотношения между людьми, в том числе разных национальностей» (33,3%).
Вот еще одна интересная тема, затронутая в исследовании – отношение к понятию «россиянин». Во время дискуссии на конференции в выступлениях прозвучала информация о том, что некоторые национальные активисты Чувашии «забрасывают» письмами президента России, где требуют, чтобы Владимир Путин не создавал исключительной, элитной нации «россияне». Можно только посочувствовать такой «недалекости» некоторых ученых мужей. И тем не менее, вот как об этом рассуждают участники социологического опроса. На вопрос «Как в повседневной жизни вас должны воспринимать окружающие», 81,1% русских ответили: «Как россиянина», чуть больше половины опрошенных чувашей (59,1%) считают так же. Но 51% из них хотят, чтобы их воспринимали, как жителей Чувашии, 16,85 – как жителей своего села, города, 15% — как представителя своей национальности. На вопрос: «Согласны ли вы с тем, что все граждане России – российская нация?», 45,1% русских и 35,8% чувашей ответили утвердительно, чуть больше 20 процентов респондентов затрудняются ответить.
Межрелигиозные отношения в республике оценены на «хорошие» и «удовлетворительные» (42,6 и 31,8%), «очень хорошие» — 9,2%, «неважные» и «враждебные» — 1,8 и 0,25%. Остальные (14,4%) не смогли ответить на поставленный вопрос.
Вот как распределились ответы на вопрос «Как вам кажется, пропаганда российской нации будет мешать или уже мешает сохранению в стране традиционных культур и языков?» «Да, будет мешать» — 12,9 % чувашей и 4,9 % русских. «Нет, не будет мешать» — 53,1% чувашей и 67,4 русских.
Ответы на вопрос «Существует ли в Чувашии опасность для представителей вашей национальности утратить национальную самобытность (язык, культура)?» звучат так: 21,6% чувашей считают, что существует реальная опасность (2,1 % русских думают так же). 27, 4 % чувашей и 45,5% русских полагают, что такой опасности нет.
А вот какие меры, по мнению респондентов, необходимо предпринимать, чтобы повысить уровень толерантности в обществе: в учебных заведениях проводить занятия и различные мероприятия, направленные на повышение толерантности молодежи (41, 6%),
усилить информационно-пропагандистскую работу (31,5%), чаще говорить в семьях о недопустимости враждебного отношения к людям других национальностей и религий (38,8%), ужесточить наказание за негативные действия по отношению к людям других национальностей и религий (19,7%).
Мне подумалось, что долма, так понравившаяся моей попутчице из чувашской глубинки, — совсем не характерное блюдо в наших широтах. Это ж так непривычно – мясо в виноградных листьях. А нет, попробовали и полюбили. Так во всем! Чтобы полюбить, отнестись с уважением и симпатией, нужно сначала узнать, понять, «распробовать». Что-то мне подсказывает, что мои попутчики в ночном такси, отвечая на вопросы социсследования, непременно продемонстрируют дружелюбие и гостеприимство, открытость и радушие. Ко всем. К мигрантам, гостям из других республик, соседям… Просто потому, что знают, какими доброжелательными, красивыми, интересными наши соседи могут быть. Просто нам нужно чуть-чуть для этого постараться.
Светлана Кузнецова