Четверг, 12 декабря, 2024
Главная > Публикации > Покажи пример!

Покажи пример!

А. С. Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Предлагаю сегодня поговорить о роли личного примера и авторитета родителей в воспитании детей.

Воспитание в семье – это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. Это как в ювелирном деле: сколько булыжник ни грани, бриллианта не получишь. Не та заготовка. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые»: красивые, умные, смелые… В спорах дошкольников самый веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.
В толковом словаре русского языка понятие «авторитетный» определяется как заслуживающий полного доверия, пользующийся общим признанием, влиянием. Некоторые родители думают, что должны иметь у детей авторитет только потому, что они родители. На вопрос «Почему дети любят своих отца и мать?» ответ может быть один: «Потому что это отец и мать». Но на вопрос «Почему родители имеют у своих детей авторитет?» – так же однозначно ответить нельзя. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают. Многие родители считают основным показателем их авторитета послушание детей. Но почему дети слушаются? Если потому, что уважают родителей, дорожат их мнением, признают справедливость требований отца и матери, то можно утверждать: они пользуются у детей авторитетом. Но если ребенок слушается потому, что боится наказаний, старается избежать других неприятностей, в лучшем случае не желает огорчать родителей, то вряд ли можно говорить о подлинном родительском авторитете. 
Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной – для окружающих, а другой – для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других.
Вспомним известный пример. В гости зашла соседка Надежда Петровна, мама весело щебетала с ней на кухне. Рядом поила чаем свою куклу Танечка. Затем девочка проводила куклу за дверь и громко произнесла: «Ну, наконец-то ушла! Как она уже надоела!» Надежда Петровна осеклась. На кухне повисло тягостное молчание.
Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, а их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. И если оказывается, что родители ошибались, они не считают нужным признать это, тем более извиниться перед детьми, ведь можно потерять свой авторитет! В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими и собственными детьми – вот основа родительского авторитета. Все, что было сказано выше о необходимости понимать, уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления, является непременным условием воспитания нравственной личности. 
С утверждением, что ребенок – это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность – уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетних правонарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье. 
Нельзя забывать, что младший школьник ещё во многом живёт эмоциями, эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на всё происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением. Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им так же, как и грубость, неуважение, раздражительность. 
Личный пример родителей – это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, выражении родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью.
Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть свои поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.
Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям? Попробуйте за собой понаблюдать: сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками и сколько раз вы выражали свое неудовольствие, раздражение. Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: оптимизм, доброжелательность, способность к состраданию, сочувствию, ответственность.
Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно. Мы же почему-то уверены, что нас наши дети должны уважать безоглядно, ни за что, просто так, потому что мы их родители – и всё! Да, в этом, конечно, что-то есть…Традиционное… Вековое… Но если рассуждать логически, то получается так: если мы сами будем уважать собственного ребенка, видеть в нем личность, то и он скорее, и искреннее отзовется тем же.
Завершим разговор об авторитете словами Л.Н. Толстого: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют своих недостатков, но даже не признают их недостатками, оправдывают их в себе, но не хотят видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность в воспитании детей». Надеемся, что сегодня мы помогли вам увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути устранения проблем. 
Успехов вам в воспитании ваших детей!

Елена Никитина,
педагог-психолог Центра образования и комплексного сопровождения детей

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *