Сегодня мы отмечаем очень непростую дату, горькую, трагическую, торжественную – прошло 30 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. 15 февраля стал Днём памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Для Евгения Николаевича Мурзина, заместителя начальника Отдела МВД России по Канашскому району, подполковника внутренней службы, этот день – возможность встретиться с друзьями, почтить память погибших однополчан, еще раз вспомнить годы тревожной юности. Но начало всех начал, конечно, в детстве…
Бараки
Моим первым домом был двухэтажный барак недалеко от авторемонтного завода в Западном микрорайоне. Помню, как много там было детей, а значит, нам очень весело жилось. Играли в футбол, зимой – в хоккей, строили крепости из снега. Был подвижным и спортивным ребенком. В садик меня отправили поздно, лет в пять. Поэтому все лето я проводил у бабушки с дедушкой в деревне Оженары. Дедушка Николай катал меня на больших санях, бабушка Анисья баловала пирогами. Вокруг деревни много оврагов, мы, детвора, очень любили кататься с горок. И, конечно, с ранних лет меня приучали к труду – помогал в огороде, кормил домашних животных, носил воду с колодца.
Борьба
В секцию по вольной борьбе я пошел за компанию с товарищем. Я учился в 8-ом классе, когда мы с Валерой записались к тренеру Федору Ивановичу Спиридонову. Спортзал располагался на третьем этаже агрегатного завода. После двух недель занятий уже выступал на первых соревнованиях, занял второе место. Закрепил успех на районных, затем республиканских соревнованиях. Очень благодарен Федору Ивановичу – он многому нас научил. Был по-хорошему строг: каждую неделю мы приносили ему дневник с оценками, и если там были двойки, мог не допустить к тренировкам, пока не исправим. Однажды к нам в школу приехали представители Школы олимпийского резерва, увидели меня во время соревнований и сделали предложение, от которого я не отказался. Родители тоже поддержали. Так я стал учиться в Чебоксарах, мы жили в гостинице при Школе. Это было очень продуктивное, интересное время. Здесь я научился быть самостоятельным и ответственным, приучился к дисциплине. Мы жили по строгому распорядку: подъем, зарядка, завтрак, два урока, двухчасовая тренировка, обед, снова уроки, тренировка… Вечером – свободное время, в 21 час двери закрывались на замок. Отбой.
Боевое братство
Я, рядовой мотострелкового полка, командир взвода, проходил службу в местечке Ташкурган Демократической Республики Афганистан с сентября 1986 по май 1988 года. Учебку проходил в Ашхабаде, выучился на связиста. После ее окончания каждый из нас встречался с замполитом. От нас получали официальное согласие на прохождение службы в ОКСВА… Наш полк стоял на развилке дорог в Мазари-Шариф и Кундуз. Мы жили в отстроенных к тому времени казармах. Жара не чувствовалась. Хотя отметка на градуснике доходила до 55 градусов, в тени +45. Именно поэтому у нас был тихий час. С часа до трех дня мы реально спали! Мы жили в состоянии постоянной тревоги. Рядом с нашем лагерем была гора – место расположения душманов. Теряли товарищей во время боевых операций… И все-таки находили время для радости. Помню, как отмечали дни рождения – накупим сладости в магазине, из печенья, конфет сделаем торт. Еще у нас была баня и бассейн. Невероятная роскошь – с водой там было туго. Очень радовался маминым письмам. Она писала их на чувашском, и родной язык вместе с маминой любовью отогревали мне душу. Я радовался даже тому, что не заболел. Хотя, болели многие, особенно часто желтухой. Только когда приехал домой, заметил, что у меня стала подгнивать нога… Климат был сырой, поэтому этой напастью страдали многие. Должен сказать, что вместе со мной служили ребята самых разных национальностей, из самых разных уголков Советского Союза – из Украины, Таджикистана, Сибири, Чечни, Дагестана… Это было настоящее, многонациональное, боевое братство.