На карте стальных магистралей нашей страны Канаш обозначен небольшим кружочком, но через эту станцию в разных направлениях расходятся железнодорожные нити, связывающие города по всей России. Железнодорожный вокзал относится к числу основных достопримечательностей нашего города. Его называют железнодорожными воротами республики. Эта своеобразная визитная карточка города выглядит красиво и современно. А ведь вокзалу в этом году исполняется 65 лет, и строился он в то время, когда страна восстанавливалась после тяжелейшей Великой Отечественной войны.
Вообще это четвертый по счету железнодорожный вокзал Канаша. Первый одноэтажный, деревянный вокзал, более похожий на обычный жилой дом, был построен в 1892 году. В 1896 году построили новый, более просторный, с залами ожидания, буфетом, лавкой мещанки Свешниковой. С началом строительства Канашского вагоноремонтного завода, бурного роста населения города и, соответственно, пассажиропотока, старый вокзал уже явно не отвечал возросшим запросам. Численность горожан с 1931 по 1940 год возросла с 5 до 18 тысяч человек. В 1935 году был построен третий по счету, опять же деревянный, одноэтажный вокзал.
В 1955 году на месте старого депо вырос железнодорожный вокзал с большими залами ожидания, справочными и автоматическими камерами хранения. 31 июля 1955 года состоялось открытие нового железнодорожного вокзала. Он имел два вместительных зала ожидания, комнаты матери и ребенка, ресторан, много служебных помещений. Территория перрона и посадочные платформы на всю длину поезда заасфальтированы. В 10 часов 15 минут по московскому времени к посадочным платформам нового вокзала подошел первый пассажирский поезд Москва – Казань. Спустя 40 лет здание главного корпуса изрядно поизносилось. По заказу Казанского отделения Горьковской железной дороги специалисты Чувашского государственного университета провели анализ состояния этого здания и дали заключение, что Канашский железнодорожный вокзал требует капитального ремонта. Строители СМП 541 треста «Казтрансстрой», выступившие подрядчиком в реконструкции железнодорожного вокзала, начали монтажные работы на объекте в мае 1999 года. Они полностью укрепили фундамент, установили дренажную систему для отвода грунтовых вод. Но постепенно ход дела остановился, на объекте воцарилась тишина, причина известная – нет средств. Только в начале 2001 года ремонт вновь «ожил». Внутри здания были возведены новые стены и перегородки. Реконструкцию вокзала взяли под строгий контроль Казанское отделение Горьковской железной дороги, правительство республики и городская администрация. Железнодорожные организации ежедневно выделяли в помощь 30 подсобных рабочих.
7 декабря 2001 года состоялось событие, которого три года ожидали не только жители Канаша, но и вся Горьковская железная дорога. Масса горожан – школьники, студенты, строители, служащие пришли к возрожденным в мраморе воротам города, чтобы принять участие в торжестве. Когда была перерезана ленточка, люди лично убедились – вокзал действительно шикарен, в нем пассажирам будет не только удобно, но и уютно. В 2014 году на втором этаже вокзала был открыт необычный музей «Усталый путник».
В настоящее время железнодорожный вокзал представляет собой прекрасное здание, оснащенное необходимыми техническими устройствами с просторными залами ожидания. Каждый день через станцию проходят 16 поездов дальнего следования и 6 электричек. На железнодорожном вокзале первую медицинскую помощь пассажирам могут оказать медперсонал – ЧУЗ «Поликлиника «РЖД – Медицина» города Канаш». В июле 1993 года на должность начальника вокзала станции Канаш была назначена Лидия Ивановна Николаева, которая возглавляет его и по сей день. За годы своего руководства она получила звания «Почетный работник Горьковской ж/д», «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД». Награждена знаком «За безопасность движения», именными часами президента ОАО «РЖД». Под ее руководством работает профессиональный, доброжелательный, сплоченный коллектив.
В канун юбилея и Дня железнодорожника поздравляем коллектив Канашского железнодорожного вокзала с 65-летием. Ваше дело – чрезвычайно важное и нужное. Пусть у вас все будет хорошо!
В 1955 году на месте старого депо вырос железнодорожный вокзал с большими залами ожидания, справочными и автоматическими камерами хранения. 31 июля 1955 года состоялось открытие нового железнодорожного вокзала. Он имел два вместительных зала ожидания, комнаты матери и ребенка, ресторан, много служебных помещений. Территория перрона и посадочные платформы на всю длину поезда заасфальтированы. В 10 часов 15 минут по московскому времени к посадочным платформам нового вокзала подошел первый пассажирский поезд Москва – Казань. Спустя 40 лет здание главного корпуса изрядно поизносилось. По заказу Казанского отделения Горьковской железной дороги специалисты Чувашского государственного университета провели анализ состояния этого здания и дали заключение, что Канашский железнодорожный вокзал требует капитального ремонта. Строители СМП 541 треста «Казтрансстрой», выступившие подрядчиком в реконструкции железнодорожного вокзала, начали монтажные работы на объекте в мае 1999 года. Они полностью укрепили фундамент, установили дренажную систему для отвода грунтовых вод. Но постепенно ход дела остановился, на объекте воцарилась тишина, причина известная – нет средств. Только в начале 2001 года ремонт вновь «ожил». Внутри здания были возведены новые стены и перегородки. Реконструкцию вокзала взяли под строгий контроль Казанское отделение Горьковской железной дороги, правительство республики и городская администрация. Железнодорожные организации ежедневно выделяли в помощь 30 подсобных рабочих.
7 декабря 2001 года состоялось событие, которого три года ожидали не только жители Канаша, но и вся Горьковская железная дорога. Масса горожан – школьники, студенты, строители, служащие пришли к возрожденным в мраморе воротам города, чтобы принять участие в торжестве. Когда была перерезана ленточка, люди лично убедились – вокзал действительно шикарен, в нем пассажирам будет не только удобно, но и уютно. В 2014 году на втором этаже вокзала был открыт необычный музей «Усталый путник».
В настоящее время железнодорожный вокзал представляет собой прекрасное здание, оснащенное необходимыми техническими устройствами с просторными залами ожидания. Каждый день через станцию проходят 16 поездов дальнего следования и 6 электричек. На железнодорожном вокзале первую медицинскую помощь пассажирам могут оказать медперсонал – ЧУЗ «Поликлиника «РЖД – Медицина» города Канаш». В июле 1993 года на должность начальника вокзала станции Канаш была назначена Лидия Ивановна Николаева, которая возглавляет его и по сей день. За годы своего руководства она получила звания «Почетный работник Горьковской ж/д», «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД». Награждена знаком «За безопасность движения», именными часами президента ОАО «РЖД». Под ее руководством работает профессиональный, доброжелательный, сплоченный коллектив.
В канун юбилея и Дня железнодорожника поздравляем коллектив Канашского железнодорожного вокзала с 65-летием. Ваше дело – чрезвычайно важное и нужное. Пусть у вас все будет хорошо!
Надежда Шмонина,
главный хранитель
Краеведческого музея
главный хранитель
Краеведческого музея