Понедельник, 20 мая, 2024
Главная > Публикации > Педагог-защитник Родины

Педагог-защитник Родины

У меня была мечта быть учителем

Н.А. Александров

Я работаю в школе 36-ой год учителем русского языка и литературы. Казалось бы, имея своих замечательных выпускников, можно лишь радоваться их успехам, но на память все чаще и чаще приходит имя моего первого учителя. Только с годами осознаешь, что выбор профессии определялся еще в далеком 1973 году, когда первый раз я перешагнула порог Алаксарской начальной школы Канашского района Чувашской АССР, когда увидела первого учителя – Николая Александровича Александрова.

Николай Александрович – человек удивительной судьбы. По его биографии можно изучить историю страны.

Родился будущий педагог 29 октября 1916 года в деревне Алаксары Чурачикского (ныне Канашского) района Чувашской АССР в бедной крестьянской семье. Когда ему исполнилось 8 лет, в 1925 году пошёл учиться в начальную школу родной деревни и окончил ее в 1929 году, а в 1931 году – Кошноруйскую шестилетнюю школу I ступени. В том же году поступил в Шихазанскую школу колхозной молодежи и выпустился в 1932 году.

Между этими строчками разместились голодные годы. В 1921 году не стало отца, из девяти детей старших отправили в Москву, чтобы сохранить им жизнь. И судьба раскидала родных: кто-то за надежным хлебом отправился осваивать Сибирь, а одного из них кто-то из земляков, говорят, видел на Канашской железнодорожной станции, но в родной дом он не вернулся… Спасением для семьи стало, когда в 1930 году мать вступила в колхоз.

В 1933 году юноша поступил в Канашский педагогический техникум и окончил в 1936 году. Сразу же его назначали учителем в Ново-Пинерскую начальную школу, где он проработал один год и в июле 1937 года перевелся в Шоркасинскую неполную среднюю школу, где в сентябре 1938 года его назначили заведующим учебной части. В этом же году молодой педагог вступил в ряды ВЛКСМ.

С ранних лет занимал активную жизненную позицию: принимал участие в разъяснении постановлений и решений партии и правительства среди сельского населения.

28 ноября 1939 года его призвали в ряды РККА. Войну встретил на реке Днепр в летнем лагере. Был контужен в первый же день войны под Запорожьем, но продолжал защищать страну. Воевал в составе 28 отдельного моторизованного понтонно-мостового Краснознаменного ордена Суворова батальона 4-ой Днепропетровской понтонно-мостовой Краснознаменной бригады – на Юго-западном, Сталинградском, Донском, II-Белорусском фронтах, участвовал в освобождении Польши, Восточной Пруссии, Берлина, Свинемюнде (на берегу Балтийского моря), при форсировании водных рубежей, в том числе таких, как Дон, Северный Донец, Днепр, Неман, Висла, Одер (восточного и западного Одера и междуречья в районе г. Штетин). Боевые действия батальона были отмечены как образец боевого мастерства, мужества и отваги воинов-понтонеров. За эту операцию батальон был награжден орденом Суворова III степени. Николай Александрович Александров прошел всю войну и был демобилизован 26 октября 1945 года.

Награжден орденом Красной Звезды – за форсирование реки Одер; медалью «За боевые заслуги» – за форсирование реки Дон около хутора Вертячий; медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаком «Двадцать пять лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил СССР» и юбилейными медалями.

После Победы (с 1 декабря 1945 года) вернулся учителем в Алаксарскую начальную школу, а с 1 сентября 1947 года по 31 августа 1982 года работал заведующим этой же школы.

Общий педагогический стаж составляет 41 год, из них 37 лет был заведующим Алаксарской начальной школы Канашского района. Служению Отечества посвятил 7 лет (1939-1945 гг.).

За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся награжден Почетными грамотами Канашского РОНО и РК профсоюза учителей, Министерства просвещения Чувашской АССР и обкома профсоюза работников просвещения, Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научного учреждения РСФСР; медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»; нагрудным значком «Отличник народного просвещения», знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года», медалью «Ветеран труда».

За скупыми данными анкеты, заполненной собственноручно Николаем Александровичем, остались ум и умение, скромность и спокойствие, строгость и справедливость ЧЕЛОВЕКА с большой буквы и мудрость ПЕДАГОГА.

Первый учитель…. Первый звонок и первый учебник, первый ответ у доски и первая пятерка, первые друзья и первые путешествия… Так много всего первого связано с первым учителем. Он научил всех читать, писать и считать, дружить, говорить правду, уважать старших, любить Родину.

Каждый новый школьный день начинался с нового открытия и удивления и радости от ТВОЕГО умения! Мы тогда даже не догадывались: для того, чтобы мы по утрам попадали в мир «таинства», учитель вечерами искал интересный материал для завтрашнего урока. В то время как мы, школьники, ложились спать, он все еще проверял наши тетрадки, придумывал, сочинял и иногда ложился спать лишь под утро. И так изо дня в день, каждый день, все 41 год!

Николай Александрович умел быстро принимать правильные решения, ориентировался в сложных ситуациях, а самое главное, что он сумел достойно пройти все детские проверки и стал авторитетом для многих поколений учащихся.

Все мы знали, что Николай Александрович – ветеран Великой Отечественной войны, что он орденоносец и награжден за подвиги медалями. Наш учитель рассказывал нам о своих сослуживцах, о героях войны, о партизанской войне в Белоруссии, о тружениках тыла и скромно молчал о своих подвигах на фронте и в мирное время.

Наша школа находилась внутри чудесного сада. И этот сад был разбит усилиями нашего учителя Николая Александровича. По периметру территории школьного участка дети под руководством учителей высаживали ели и сосны, справа и слева были яблоневые сады. Отдельно росли вишни и сливы, был свой малинник. В детстве все это казалось огромным миром! Было место для отдыха учащихся: удобные деревянные скамейки, качели, сделанные руками заведующего школой. Напротив школы находился колодец, выкопанный стараниями Николая Александровича, заведующего школой. Колодец был всегда ухоженным, мы брали оттуда воду, ни с чем не сравнится вкус этой студеной серебристой и чистой воды. Изгородь вокруг школы и школьного сада тоже крепко и, кажется, навечно сделана силами нашего первого учителя.

Много лет уже нет моего первого учителя (умер 16 сентября 1999 года), снесли нашу родную школу, но ее территория до сих пор не потеряла своей красоты и привлекательности. Жив еще школьный сад. По-прежнему весной он утопает в цвету, осенью радует обильным урожаем, фееричным бывает в золотую осень и в умилении засыпает зимой. Рядом с садом, из того же колодца, которого и по сей день называют «школьным», люди берут воду, как символ неиссякаемой доброты и сердечности.

Лариса ФОМИНА

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *