Четверг, 25 апреля, 2024
Главная > Публикации > Общий медицинский стаж – 134 года

Общий медицинский стаж – 134 года

Ей, родившейся в 1931 году в дер. Юманзары, в июне исполнится 89 лет. Несмотря на годы, у неё великолепная память, речь её насыщена метафорами, глаголами конкретного действия и беседовать с ней – сплошное удовольствие. Дарья Леонтьева помнит, как в 1941 году провожали отца, Прохорова Леонтия, на войну, а в 1943-м – и брата Михаила. Брат, как сообщал он в одном из писем, выучился на танкиста, воевал на Втором Украинском фронте. В конце декабря 1944 года пропал без вести.

Вера сдает экзамен по хирургии. 1980 г.

Прохоров Леонтий не был обучен грамоте, поэтому письма за него писал его однополчанин, татарин по национальности. Он сообщал, что служат с Леонтием в санитарной команде, после боя вывозят на двухъярусной повозке погибших и раненых в тыл. Отец Дарьи погиб в августе 1943 года, об этом сообщил в последнем письме его однополчанин. В письме была такая приписка, что, если останется в живых, то обязательно навестит их, так как живет недалеко от Юманзар. Видимо, он тоже погиб, потому что после войны к ним никто не приезжал.
Жила семья очень бедно, хлеба не было, питалась похлебкой из листьев крапивы и полевого осота. Не было соли, чтобы посолить похлебку. Не было спичек, чтобы растопить печь, по утрам за горящим углем стучались к соседям, у кого из трубы валил дым. Кончилась война, соседские мужики вернулись с фронта, а семье Прохоровых и ждать было некого: отец и сын сложили головы за мирный труд будущих поколений.
Несмотря на тяжелые жизненные условия, Дарья в 1954 году оканчивает фельдшерско-акушерскую школу и начинает трудиться в колхозном роддоме в деревне Караклы. Ой, как трудно приходилось молодой акушерке! Ведь роженицу не оставишь одну без медицинского присмотра. Приходилось и ночевать, и целые дни проводить в роддоме. Как вспоминает Дарья Леонтьевна, через шесть лет родильный дом в Караклах закрыли: колхозу им. Крупской накладно было содержать на своем мизерном бюджете такое затратное медицинское учреждение. И она перешла оказывать медицинские услуги в Караклинский фельдшерско-акушерский пункт.
– В год рожали по 25-26 женщин. В то время сколько человек проживало в Караклах, не помню, а население наших Юманзар составляло более 1500 человек. Рожениц стали доставлять в Канашский роддом на грузовых автомобилях,– рассказывает моя собеседница, – бывало, и по дороге рожали. Вот нашего соседа Анатолия мама родила на мосту через Уту. Роды я принимала сама. Выехали на колхозном грузовике в Канаш. Чувствую, идет машина как-то странно: её кидает то влево, то вправо. «Ты, – спрашиваю у водителя, – случайно не выпил?» «Есть грех», – отвечает. «Как же ты, пьяный, по трассе поедешь,– говорю, – тебя же вмиг ГАИ задержит!» Выехали на трассу, остановились. Глядим, со стороны Маяка фургон едет. Остановили, роженицу пересадили. Заехали на мост, роженица орёт: «Рожаю-ю!» Посмотрела, действительно рожает. Пуповину перевязала бинтом, чтобы перерезать её – нет ножниц. Тут и милиция подъехала, машины скопились, глядят, что случилось. Милиционеры ножницы раздобыли откуда-то. Так в сопровождении милицейской машины и приехали на «скорую». Маму с малышом определила в медучреждение, а сама взяла ведро с водой, тряпку и вышла на улицу пол в фургоне помыть. А машины и след простыл.
– Дарья Леонтьевна, у скольких женщин вы приняли роды за свою жизнь?
– У шестьдесят одной женщины.
– Колхозный роддом обеспечивался лекарствами, приборами гигиены?
– Нет, даже бритвы приходилось покупать на свои деньги. Когда я была в Чебоксарах на курсах усовершенствования, за какие-то провинности сняли с работы медсестру из нашего ФАПа. И я с удовольствием перешла из Караклов в Юманзарский ФАП и ещё 24 года проработала в родной деревне.
– Дарья Леонтьевна, вот вы у шестьдесят одной женщины приняли роды. У самих сколько детей?
– Шестеро. Все живы-здоровы. Старшая дочь Галина вышла замуж в деревню Асаново Комсомольского района, она учительница, 40 лет педстажа. Которая со мной рядом сидит – Валентина, она вторая, третий – сын Николай, живет в Канаше, сначала трудился на ВРЗ, затем 23 года подряд в сельском строительном комбинате, сейчас на пенсии. Иван трудился в ПАТП в Канаше, а потом много лет в Сургуте, там до сих пор и работает. Как и Николай, красовался на Доске почета. Про них и в газетах писали, как и про Веру Алексеевну, медсестру Ачакасинского фельдшерско-акушерского пункта, проживающую в Новых Ачакасах, которая уже 38 лет оказывает медицинские услуги сельчанам. Младший сын Сергей тоже работает водителем.
– Валентина Алексеевна, вы, как мама и сестра Вера, тоже получили медицинское образование?
– В 1972 году после 8 класса я поступила в Канашское медучилище и через три года получила диплом. Направление дали в ясли-сад Калининского района в Чебоксарах. В 1977 году вышла замуж за Петра Никифорова, мы жили в соседях, вместе росли, вместе в школе учились. Вот с того года начала трудиться в Караклинском фельдшерско-акушерском пункте и вплоть до выхода на заслуженный отдых не изменяла однажды выбранной профессии. В медицине проработала сорок лет.
– Валентина Алексеевна, для вас добрым примером послужила беззаветная преданность профессии вашей мамы, Дарьи Леонтьевны.
– Конечно, свою работу надо любить и делать её блестяще. Дома в деревнях не были газифицированы, печки отапливались дровами. Топится печка, мама готовит для нас завтрак, нам в школу идти, прибегают дети или муж: «Дарья Леонтьевна, у Насти начались схватки…» Мама всё бросает и бежит к телефону: надо вызвать «скорую», затем бегом в конюшню, попросить конюха, чтобы он запряг лошадь в сани, поехать к роженице, усадить её в сани и вывезти к приезду «скорой» на автотрассу.
В разговор вклинивается Дарья Леонтьевна: «Мужик пришел с работы, залез на печь и уснул. На раскаленных кирпичах обжег грудь, от болевого шока и речь потерял. Молчит. Вызвали «скорую», пока она ехала, усадили мужчину на салазки и повезли на шоссе. Бывало и так.
В разговор включается Валентина Алексеевна: «Я представляю, как маме было трудно. Сейчас «скорая» из Канаша прямо к дому подъезжает. И лекарствами ФАПы обеспечиваются в полном объёме. Моя дочь Оксана также пошла по медицинской линии. Она терапевт-стоматолог Канашской стоматологической поликлиники. Её трудовой стаж составляет 18 лет. Общий медицинский стаж у мамы, двух её дочерей и внучки – 134 года!

Василий ЛАПИН
Фото из личного архива семьи

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *