Воскресенье, 28 апреля, 2024
Главная > Новости > Переоборудование помещения без соблюдения порядка не освобождает от оплаты тепловой энергии

Переоборудование помещения без соблюдения порядка не освобождает от оплаты тепловой энергии

Директор МП «УК ЖКХ» г. Канаша Ирина Кириллова прокомментировала статью, которая была опубликована в сетевом издании «Правда ПФО»:

— МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные жилые дома г. Канаш Чувашской Республики. За поставленную тепловую энергию осуществляет прямые расчеты.

Начисление платы за отопление производится в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П предусмотрено, что переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

Исходя из правовой позиции Постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года № 46-П, обязательным условием для раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является установление факта соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ.

Переоборудование  жилого или нежилого помещения путем демонтажа источников централизованного  отопления, без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства и не освобождает соответствующее лицо от оплаты тепловой энергии (пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,  статьи 25, подпункт 3 пункта 2 статьи 26, пункт 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт «в» пункта 35 Правил № 354,  пункт 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, определения Верховного Суда РФ от 7 июня 2019 г. № 308-ЭС18-25891 и от 24 июня 2019 г. №309-ЭС18-21578, от 14 января 2021 № 308-ЭС19-24925).

Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Законность и обоснованность нормативных требований к порядку переустройства централизованной системы отопления подтверждается Определением Верховного суда РФ от 19 июня 2020г. № 31-КАС20-11-К6; Определением Конституционного суда РФ от 25 ноября 2020г. № 2709-О; Определением Конституционного суда РФ от 26 марта 2020г. № 644-О; Определением Конституционного суда РФ от 28 декабря   2022г. № 2877-О).

Следовательно, действия по установлению в помещении (жилом или нежилом) системы газового теплоснабжения без соблюдения установленного законом порядка переустройства не могут порождать правовых последствий в виде освобождения собственника  помещения, расположенного в жилом многоквартирном доме с централизованной системой отопления, от обязанности по оплате отопления  помещения (абзац 3 пункт 1.2. Постановления КС РФ от 20.12.2018 г. N 46-П, абзац 2 пункта 4.1. Постановления КС РФ от 20.12.2018 г. N 46-П).

Однако, у этих граждан (Тимофеев Н.Я., Малышева Н.Г., Мицура Ю.А., Матвеева Е.В., и др.) не имеется доказательств проведения переустройства  системы централизованного отопления жилого или нежилого помещения с соблюдением требований законодательства в соответствии с требованиями главы 4 Жилищного кодекса РФ, а именно по согласованию с органом местного самоуправления  г. Канаш Чувашской Республики (нарушение ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, ст.28 ЖК РФ ), а также не имеется доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирных жилых домах на общем собрании решения о даче согласия этим гражданам на переустройство  централизованной системы отопления в их помещениях (нарушение  ст. 36 , 40, 44, 46 ЖК РФ), а также отсутствием индивидуального источника теплоснабжения, работающем на природном газе в схеме теплоснабжения дома, отсутствием  и не предусматривающий в утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования города Канаш  Чувашской Республики на период 2013-2028гг. 

Данными гражданами переход на индивидуальный источник отопления в многоквартирном доме, подключенным к центральным сетям теплоснабжения, был произведен без соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения, что подтверждается судебными актами.

Иски МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление с этих граждан решениями судов удовлетворены, вступили в законную силу.

Правомерность начисления платы за отопление подтверждается вступившими в законную силу решения судов.

По смыслу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения – это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Актуализация схемы теплоснабжения подразумевает внесение в нее изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения населенного пункта за предшествующий период.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» схемы теплоснабжения должны содержать среди прочего описание случаев и условий применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Актуализированная схема теплоснабжения должна содержать описание изменений тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии, в том числе подключенных к тепловым сетям каждой системы теплоснабжения, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.

Соответственно, в многоквартирных жилых домах, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, а также, если источник тепловой энергии соответствует установленным требованиям, причем при соблюдении этих условий одновременно.

Как отмечено в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного жилого дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.

Следовательно, отключение отдельного помещения от системы централизованного теплоснабжения и не оплата тепловой энергии отдельных граждан приведет к негативным последствиям для остальных собственников помещений многоквартирного дома в виде увеличения для них размера платы за отопление (в том числе и за места общего пользования), что будет ущемлять их права и законные интересы.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов не только проживающих в этом жилом помещении граждан, но и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

            Таким образом, перевод на индивидуальный источник отопления в многоквартирном доме, подключенным к центральным сетям теплоснабжения, без соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, не соответствующие   требованиям  главы 4 ЖК РФ,  статьи 25, статьи 26, статьи 28, 36, 40 , 44  Жилищного кодекса Российской Федерации, в нарушение требований подпункта «в» пункта 35 Правил № 354,  пункт 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, могут иметь последствия нарушения прав и законных интересов граждан,  создания  угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в данном жилом многоквартирном доме.

Ситуацию со своей стороны прокомментировали в администрации города Канаша:

Переход с централизованного отопления на индивидуальное осуществляется в соответствии с главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, которая предусматривает в том числе разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26),

До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ), также предусматривавшей необходимость получения разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Администрацией города Канаш решений о согласовании переустройства (демонтажа) внутренней системы отопления помещений (квартир) в связи с установлением индивидуального источника теплоснабжения не выносилось.

В свою очередь, собственники жилых помещений осуществляли переустройство (перепланировку) своих помещений в том числе на основании технического условия на проектирование газоснабжения филиала «Канашмежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз». Указанный документ не относится к проектной документации на переустройство помещения, связанной с отсоединением от общедомовой системы отопления и оборудованием газового источника теплоснабжения и не являются «разрешительной документацией».

В соответствии с частью 1 статьи 29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ, являются самовольными.

В силу части 4 статьи 29 ЖК РФ помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью на основании решения суда.

 Руководствуясь данным правом некоторыми собственниками жилых помещений, перешедших на индивидуальное отопление были поданы исковые заявления в суд о сохранении жилого помещения в многоквартирном доме в переустроенном и перепланированном состоянии. Всего было подано 15 исков. Из них 12 дел рассмотрено, вынесены решения об отказе в удовлетворении требований о сохранении помещений в переустроенном состоянии с индивидуальным источником отопления, часть из которых прошли рассмотрение апелляционной и кассационной инстанции, в том числе рассмотрение Верховным судом Российской Федерации. 2 исковых заявления оставлены без рассмотрения. 1 дело находится на рассмотрении в суде.

Также судами была дана надлежащая оценка заключениям судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами. Суды пришли к выводу, что право потребителя на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

 Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Судьи независимо подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Участники процесса вправе обжаловать судебные акты в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Нормативный правовой акт, согласно которому администрация города Канаш передала свои полномочия МП «Управления ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» и МП «УК ЖК» МО «г. Канаш ЧР по принятию решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения администрацией города Канаш не издавался.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

 Решение о переустройстве, не связанном с уменьшением состава общего имущества, принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений.

Однако согласие собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах на переустройство внутриквартирной системы отопления жилых помещений не было получено, в то время как такое согласие является обязательным, поскольку выполненные работы касаются общего имущества в многоквартирном доме, при этом, напротив, имеется обращение жильцов в некоторых многоквартирных домах, категорически возражающих против выдачи разрешения собственникам на использование индивидуального газового котла в принадлежащих им квартирах.

 Таким образом, принятие решения о переустройстве помещения без согласия собственников помещений в многоквартирном доме является нарушением прав и законных интересов других собственников и действующим законодательством не допустимо.

Кроме этого были выявлены факты потребления централизованного отопления в помещениях, собственники которых самовольно перешли в свое время на индивидуальную систему отопления. В данных помещениях проходят стояки централизованного отопления, которые функционируют и не имеют изоляцию. Собственниками помещений было выполнено переустройство системы отопления и горячего водоснабжения с установлением газового водонагревателя. Данный вид переустройства квартиры имеет техническое решение отапливать помещения в квартирах, как при помощи газового водонагревателя, так и при помощи централизованного отопления.

Действия по установлению в помещении системы газового теплоснабжения без соблюдения установленного законом порядка переустройства не могут порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате отопления помещения.

 В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года № 16-П Конституционный Суд РФ проверял соответствие порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, при этом не указывал на допустимость игнорирования требований вышеприведенных правовых норм, — разъяснила начальник правового отдела Елена Леонтьева.

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *