Понедельник, 2 декабря, 2024
Главная > Публикации > А и Б сидели на трубе. БАМ

А и Б сидели на трубе. БАМ

В этом году исполняется 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Канашцы, как и тысячи других советских людей, становились бамовцами по велению сердца, по комсомольской путевке. Кто-то ехал за романтикой, кто-то – за заработком. Но всегда это были мужественные, сильные духом люди, которые своими сильными руками, бесстрашными сердцами создавали нашу великую историю.

1976 – 1980

Надежда Александровна Салахова на целых четыре года связала судьбу с легендарным БАМом. И с волнением и удовольствием вспоминает это прекрасное время:
— Я работала в Управлении военной торговли Дальневосточного Военного Округа в должности заместителя начальника финансового отдела. Наше Управление обеспечивало продуктами питания строителей БАМа. Поначалу, когда не было дорог, мы доставляли продукты на вертолетах. Много раз я была свидетелем той красоты, которая открывалась перед глазами во время полетов. Среди сплошной тайги мы видели много животных. Видимость была хорошей, с высоты мы могли разглядеть даже зайцев! Вертолеты садились на поляне недалеко от стройки. Когда прорубили просеки, мы доставляли продукты на грузовых машинах. Поначалу небольшие торговые точки были в вагончиках. В таких же вагончиках жили первопроходцы – вольнонаемные граждане. Потом построили временные дощатые бараки. Там внутри стояли печки «буржуйки». Дежурные постоянно топили дровами. В таких бараках жили и солдаты стройбата. Постепенно и магазины становились более комфортными. На строительство БАМа приезжали и семейные люди. Женщины работали в торговых точках, столовых и прочих местах. Постепенно вокруг стройки образовывались поселки. Так, в поселок Февральское мне довелось приезжать несколько раз. Из города Белогорска Амурской области до поселка нужно было добираться 12 часов. Но оставаться на ночь не было возможности, потому что все вагончики и бараки были заняты. Мы выезжали в 18 часов вечера и приезжали к 6-ти утра. В течение дня старались сделать как можно больше дел. Вели учет товара, обучали работников торговле и учету, открывали новые торговые точки. Вечером – опять в дорогу. Много было трудностей у всех участников строительства. И в нашей работе тоже их было немало. Лично мной все было преодолено благодаря тому, что рядом были очень хорошие, добрые, ответственные и порядочные люди. Они мне очень помогали, я у них многому научилась. Несмотря на трудности, в душе остались хорошие, добрые воспоминания, которыми захотела поделиться.

1993 – 1999

Андрей Владимирович Гавриленко работал на БАМе машинистом тепловоза на северном участке в якутском направлении:
— Поначалу я поехал на свадьбу к брату в город Нерюнгри. Увидел этот вселенский размах, вагонное депо, невероятной красоты северную природу и решил, что очень хочу остаться, попробовать свои силы, стать частью стройки века. Остался! На тепловозах мы перевозили груз, в основном, уголь на экспорт для металлургической промышленности в Японию и Корею. Рядом с посёлком железнодорожников Беркакит был большой угольный разрез. Конечно, БАМ – это не только работа. Это суровый климат – зима здесь длится девять месяцев. Я работал при минус 55. Это очень красивая природа – тайга, сопки, перевалы, длинные туннели. В лесах столько грибов и ягод! Голубика, черника, брусника… Но, пожалуй, самым главным были люди. В основном – молодежь. Причем, молодежь многонациональная – белорусы, украинцы, казахи, азербайджанцы, армяне… Жили дружно, во всем друг другу помогая. Со многими машинистами, дежурными депо дружим до сих пор. Многие ребята остались на БАМе, живут там до сих пор, обзавелись семьями, пустили корни… Я же с удовольствием вспоминаю это интересное время. Радуюсь, что БАМ стал частью моей жизни. И я там оставил свой добрый след!

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *