Главная > Публикации > Год как мы вместе

Год как мы вместе

Гульнара Самсонова известный в нашем городе и за его пределами человек. 14 лет она является заместителем Центра образования и комплексного сопровождения детей Минобразования Чувашии, руководит центром в Канаше. Она – главный внештатный педагог-психолог системы образования Чувашской Республики, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Чувашской Республике в Канаше. Уже год – волонтёр проекта волонтеров-медиков «Мы вместе», который начал действовать в марте прошлого года, когда в России была объявлена пандемия коронавируса. Накануне годовщины его создания Гульнара Хайдаровна рассказала нам о личном опыте работы на федеральной телефонной горячей линии психологической поддержки:

— Гульнара Хайдаровна, как Вы оказались в составе федеральных волонтеров?

— Я член федерации психологов образования России, от них пришла информация о том, что можно принять участие в проекте. Подала заявку, прошла собеседование, и меня включили в состав волонтеров. И я резко окунулась в море новой информации: нужно было устанавливать специальные программы для работы, пройти обучение, каждый день «сыпались» разные инструкции. В апреле 2020 года в первый раз вышла на дежурство, смена длилась три часа… Я очень волновалась. И вот он первый звонок: «Здравствуйте, психолог горячей линии. Меня зовут Гульнара Хайдаровна. Как я могу к Вам обращаться?» Звонит пожилая женщина, обеспокоена тем, что вынуждена оставаться дома и не может позволить себе обычные прогулки. Разобрались с ситуацией, нашли альтернативные решения, научились справляться с тревогой. Женщина успокоилась, поблагодарила. И далее звонки один за другим: угроза вируса, отсутствие контроля, неопределенность, социальная изоляция, изменение привычного ритма жизни, семейные конфликты, потеря работы, невозможность видеться с родственниками и друзьями…
В первую волну пандемии на смену одновременно выходили клинические психологи, психиатр, нарколог, психологи МЧС и мы, психологи-волонтеры. Дежурили по восемь человек! Звонки не прекращались! Работать было непросто и одновременно легко: чувствовалась колоссальная поддержка коллег!

— Какой он типичный портрет человека, звонящего на горячую линию?

— Что происходит с человеком в стрессовой ситуации, когда теряются привычные формы поведения, уходит почва из-под ног? Каждый из нас, конечно, реагирует по-разному. Обычно в жизни так бывает: где тонко, там и начинает рваться. Если были какие-то проблемы в отношениях с супругами или детьми, то, вполне вероятно, они будут усугубляться. Всюду, не только в России, обостряется проблема домашнего насилия. Конечно, усложняются отношения в тех семьях, где были конфликты, недопонимание. Могут обостряться и проблемы с зависимостями. От того же интернета или алкоголя. У каждого человека своя стратегия совладения с трудностью. Для кого-то она связана с уходом в какие-то пагубные привычки, а для кого-то, наоборот, с уходом в саморазвитие, в самореализацию.
Звонящий на горячую линию – часто напуганный, растерянный человек пожилого или среднего возраста, который не привык сидеть дома, он не понимает, почему нельзя выходить на улицу, идти в больницу. Бабулечки и дедулечки вдруг оказались в изоляции, дети и внуки им не разрешали покидать дома, их это возмущало, они никак не могли с этим справиться. У них в связи с возрастом и так ограничен круг общения, физической активности меньше, а тут их вообще закрывают в четырех стенах. Для их восприятия сложно было и то, что им приносят продукты. Кстати, на линии есть волонтеры, которые занимаются доставкой продуктов и медикаментов. Они решают вопросы, связанные с регионами, передают информацию. В Чувашии в этом отношении все отлично налажено, работа идет активно и востребованность в этом есть.
Дети, молодежь и медики звонят реже. Изо дня в день приходили разного рода запросы, поэтому каждые выходные у нас шло обучение по новой тематике. Волонтеры на дежурстве решают очень непростые вопросы. Например, человек, готов к суициду, у него из жизни ушла жена, он – на грани, и волонтеры тут же связываются со службой 112. Или заболевшие люди звонят на горячую линию, потому что не понимают, как дальше поступать, им помогают вызвать врача.
Главная функция психолога – работа с иррациональными убеждениями людей: «все умрут», «это Апокалипсис» «выжить нереально», «лично я перенесу это хуже всех» и так далее. Задача психолога – помочь человеку так организовать свое мышление и поведение, чтобы это способствовало наиболее адекватному взаимодействию с реальностью. Он помогает формировать адаптивные формы мышления и поведения. Иногда нет смысла прогибать мир под себя, как поется в известном хите, но зато есть смысл научиться воспринимать его как свою родную среду, где можно жить долго и счастливо.

— Мне кажется, работать волонтером-психологом на горячей линии очень непростая моральная и физическая нагрузка, но, если Вы остаетесь верны этой деятельности, значит, она что-то дает Вам взамен?

— Она дала и продолжает давать мне много хорошего, качественного обучения, профессиональные знакомства, развитие, новые контакты, приобретение нового опыта. Я окунулась в профессиональное сообщество и получаю огромнейшее удовольствие, общаясь с единомышленниками, идейными людьми, увлеченными не только работой, но и общественными делами. Руководитель проекта, который курирует работу психологов, Инна Каземировна Силенок, лично круглые сутки находится на связи. Помогает, подсказывает, разруливает сложные ситуации. Я восхищаюсь огромным трудом тех, кто руководит проектом!

— Сейчас проект продолжает существовать?

— Да, конечно, к концу первой волны коронавируса психологов МЧС сняли с линии, дежурили уже только по три человека, наркологи – по запросу и предварительной договоренности, рабочая нагрузка была не настолько интенсивной. С сентября прошлого года началась вторая волна пандемии, с этого времени снова работаем в усиленном режиме, звонков меньше нисколько не стало. Появилась примечательная особенность любой горячей линии или телефона доверия – это люди, которые застревают, «подсаживаются» на это. К таким «задержавшимся» прикрепляют персональных психологов, которые работают в отдельном режиме по отдельному графику.
Страх смерти и болезни, социальная изоляция и постоянная тревога за близких – эти и другие эмоции сопровождали большинство людей в этом году. В России это привело к резкому росту спроса на психологическую помощь. Меняется состав нашего огромного коллектива, но костяк психологов, волонтеров, который сохранился, – удивительный. Когда я смотрю, наблюдаю, слушаю, общаюсь, не перестаю восторгаться! Какие люди там работают, хочется на них равняться, стремиться к такому уровню осознания! Они занимаются благотворительной помощью, руководят общественными фондами, работают с отдельной категорией населения и еще успевают волонтёрить! Наш номер широко разрекламирован, его легко найти по запросу в любом поисковике в интернете – 8 (800) 200-34-11. Звоните, поможем – мы вместе!

Людмила ШУРЕКОВА

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *

*

code