Пятница, 26 апреля, 2024
Главная > Публикации > Она и актриса, и непревзойденная рукодельница

Она и актриса, и непревзойденная рукодельница

В этом доме мирно уживаются огнедышащий дракон, вислоухий кобель, горбоносый попугай и множество других диковинных животных.

Встретишь невзначай в городе или где-нибудь на селе приятеля или просто хорошего знакомого, он обязательно поинтересуется: «Читал вашу статью, читал… Но вот что интересно: откуда вы черпаете материал для ваших статей и зарисовок?» И невдомек ему, что тему для выступлений в газете подсказывают сами читатели. Особая благодарность сельским библиотекарям, людям незаметной, скромной профессии. В основном они подсказывают мне темы для выступлений. Несколько лет назад Фаина Иванова трудилась библиотекарем в дер. Атыково. Именно она меня познакомила с талантливыми, увлеченными, интересными людьми, в беседе с которыми она и сама принимала участие. Эти задушевные беседы со временем легли в основу зарисовок и очерков о жителях Атыково и Сеспеля, которые увидели свет в газетах «Канаш» и «Канаш ен». С большой благодарностью вспоминаю работников библиотек дер. Сеспель Галину Шадрову, дер. Байгильдино Марину Осипову, Новых Шальтям Таисию Иванову, культорганизатора дер. Анаткасы Алину Николаеву.
А сколько зарисовок мы подготовили нынче с библиотекарем села Вутабоси Юрием Никитиным о достойных людях земли вутабосинской? В этом списке бывший бригадир колхоза «Гвардеец» Нина Шемякина, прекрасная исполнительница песен чувашских композиторов Ольга Семенова из Каликово, бывшие колхозные доярки Елена Тумашкина и Надя Николаева, талантливая самодеятельная артистка Зоя Степанова и Валентина Шарипова, почти четверть века, прослужившая в местном сельском Совете, впоследствии в сельской администрации.
Несколько дней тому назад Юрий Семенович вновь пригласил меня в село Вутабоси в семью Семеновых. С большим интересом прослушали мы рассказ хозяйки дома Надежды Андреевны о своей семье – о себе, детях, о рукоделии, которым она увлекается очень серьезно.
Вот её рассказ, записанный на репортёрский диктофон.
– Как только получила в школе документ об окончании восьми классов, сразу же рванула в Чебоксары – чего в деревне киснуть? Поступила в профтех- училище, получила профессию ткачихи и стала трудиться на ткацкой фабрике. После трудового дня в течение трех лет обучалась в вечерней средней школе – надо же получить хотя бы среднее образование. Получив аттестат, стала осваивать профессию бухгалтера.
С документом об окончании этих курсов вернулась в деревню. Прожив в Чебоксарах пять лет, так и не привыкла к городской жизни. Пригласили меня бухгалтером в колхоз им. Кирова (затем до самого развала колхозов работала бухгалтером в «Гвардейце»), тут и познакомилась со своим будущим мужем, колхозным пчеловодом Виталием Семеновым, с круглым сиротой из дер. Малые Бикшихи, выросшем в интернате (когда умерла мать Виталия, родственники продали дом, в котором должен был проживать сирота). Понравились друг другу, создали семью. Я росла в полноценной семье, с ранних лет привыкшая к труду, а у Виталия, жившего на полном государственном обеспечении, семейного воспитания не было. Поэтому иногда между нами возникали недопонимания, трения. Со временем притерлись друг к другу, живем уже сорок лет вместе, друг друга понимаем с полуслова.
– Надя, – обращаюсь по имени к женщине намного моложе меня, – когда мы с Юрием Семеновичем поднялись на второй этаж вашего дома, нашему изумлению не было предела: на веранде на диване чинно и мирно расселись огромный дракон и вислоухий кобель с горбоносым попугаем в желтой кофточке и другие неизвестные мне диковинные животные. А на стенах в зале – вышитые нитками мулине цветы и прекрасные картины в раме. Неужели вся эта красота сотворена вашими руками?
– Деревенские девочки с малых лет приучаются к рукоделию. И я умела с детства вязать шерстяные носки, любила заниматься ажурной вышивкой. Мы сами вышивали оконные занавески, занавески на божницу, подзоры на кровати. Мода была такая. А вязанию огромных игрушек и бисероплетению нас в кружке по рукоделию обучила тогдашняя заведующая клубом Алёна Димитриева. У меня пятеро внуков, каждому связала то, чего они просили. А сейчас просят связать белого полярного медведя. Раз просят – надо связать.
– Как у внуков со знанием чувашского языка?
– Не особо. Обе дочери проживают в Новочебоксарске, и их дети, растущие в городской среде, не часто слышат чувашскую речь. Твержу Веронике и Анюте постоянно: «Хотите, чтобы ваши дети освоили певучий, прекрасный чувашский язык, привезите их мне в деревню на всё лето».
– А детей у вас, Надя, сколько?
– Четверо. Сын Андрей с семьей (у них двое детей) проживают в Вутабосях. Он занимается фермерством – откармливает бычков и разводит овец, держит кур, гусей… А четвертый, Сёма, проживает с нами. Ему 27, пока семью не создал. Хотя и девушка есть, но, видимо, никак не договорятся.
– Слышал, что вы содержите в хозяйстве и диковинных животных, у вас наподобие любительского домашнего зоопарка…
– Этим у нас Сёма занимается. Когда он учился в Чебоксарах в техникуме, ему знакомый друг привез из Москвы яйца породистых мохноногих кур. Домашним инкубатором вывел цыплят. Перепелов у него штук тридцать.
– Где-то читал, что японцы по утрам выпивают по утрам по пять сырых перепелиных яиц для укрепления здоровья…
– Я и сама выпиваю, и Витя не отказывается. Павлина Сёма привез из Нижнего Новгорода, специально туда ездил. За фазаном ездил в Казань. На подворье откармливаются четыре бычка. И корова была в хозяйстве, поранила руку, и пришлось животное продать. В планах на следующий год – купить корову, без неё в деревне никак.
– Чем Сёма кормит диковинных птиц?
– Едят они пшеницу, а перепела обожают пшеничную муку. Весной приобрела пятьдесят бройлерных цыплят на мясо, осталось десять, мясо у них нежное, вкусное.
– Надя, у вас на дворе две хаски, редко встречаемые в нашей местности собаки. Они-то откуда?
– Сёма на вахту ездил в Нижний, оттуда и привез.
– Дом у вас большой, просторный. Давно ли отстроились?
– Как только сошлись с Витей, купили за три тысячи рублей халупу и перевезли сюда. Затем поднакопили денег и построили кирпичный. Жить в нем стали в девяностых годах. Сейчас деревенская жизнь ничем не отличается от городской. Дом обогреваем не дровами, как раньше, а газом. И вода холодная и горячая постоянно в доме, к колодцу с ведрами ходить не надобно.
– На вас прекрасное вышитое чувашское платье. Сами вышивали?
– Уже несколько лет подряд в Вутабосях на лужайке возле купеля с целебной водой торжественно проводим православные праздники – Петров и Ильин дни. Специально для этого женщины сшили себе и вышили белые платья и фартуки.
– Наша Надя – талантливая артистка, – вступает в разговор Юрий Никитин, – она до этого коронавируса участвовала почти во всех спектаклях репертуара драмкружка и прекрасно справлялась с указаниями режиссера. У нас суфлера нет, каждый артист свою роль знает наизусть, без подсказки.
– Из-за коронавируса репетиции драмкружка перестали проводить, а на кружок рукоделия ходим по четвергам, один раз в неделю, – продолжает делиться с нами хозяйка дома. – Нас, постоянных членов кружка по рукоделию, девять человек. Иногда приходят и десять.
– Члены кружка – настоящие профессионалы, – поясняет сельский библиотекарь, – в нашей библиотеке по чувашской вышивке, по вязанию очень много литературы, знания по рукоделию можно черпать и оттуда.
Вот такая интересная встреча состоялась на днях в селе Вутабоси.

Василий ЛАПИН
Фото Юрия Никитина

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *