Пятница, 30 сентября, 2022
Главная > Публикации > 11 тысяч километров за 14 дней до Байкала и обратно

11 тысяч километров за 14 дней до Байкала и обратно

Два увлечения Ильи Сергеева из Канаша соединились в одно и превратились в настоящую страсть – страсть к автопутешествиям. Началось все девять лет назад. Молодому человеку, который успешно сдал экзамены на права, купили старенький автомобиль. Это были Жигули 1994 года, повидавшие всякое на своем коротком веку, и на вид не обещавшие длительные комфортные поездки…

Вторая жизнь

– Поначалу я мало что понимал в технике, регулярно обращался в сервис, при этом бегал вокруг мастеров, возможно, мешался, спрашивал, учился, мне все было интересно. Постепенно сам начал кое в чем разбираться. Искал не только запчасти, но и руководство по ремонту. Процесс затянулся на долгие четыре года: зимой заниматься ремонтом возможности не было, и только летом старался уделить как можно больше свободного времени сборке автомобиля.

В первое небольшое пробное путешествие мы отправились в 2020 году: съездили на наш знаменитый Мокринский мост, потом – в Ульяновск. В 2021 году посетили г. Тольятти и Жигулёвские горы, в августе побывал на международном фестивале любителей автомобилей ВАЗ «Жифест», который проходит в Московской области. Это ежегодный слет владельцев и почитателей автомобилей Lada. Сразу удалось стать представителем региона. Фестиваль очень интересный, в этом году планирую снова поучаствовать. Сезон завершил фестивалем ретро-автомобилей «Золотая осень» в Чебоксарах.

Одно из самых глубоких озер в мире и его окрестности

В этом году вместе с женой Дианой, друзьями Ангелиной и Женей мы решились на первое серьезное путешествие по России – на Байкал. Выехали в ночь и за четыре дня преодолели 5 тыс. км в одну сторону.

С собой взяли палатки, чтобы ночевать на привалах, не заезжая в города, – время и бюджет у нас были ограниченными. Дважды останавливались в хостеле, чтобы помыться, выспаться на кровати. Сменщика, к сожалению, не было, поэтому каждый день я за рулем проводил 14-15 часов.

Целью поездки был остров Ольхон – главная достопримечательность Байкала. Это третий по размерам озёрный остров в мире. Длина его – 73,5 км, ширина – до 15 км.

На Ольхон можно попасть только через паромную переправу. В очереди на паром мы потеряли пять часов. Кстати, чтобы передвигаться по острову, нужно обязательно получить разрешение. Это заповедная зона, национальный парк, поэтому здесь не только строительство, даже воду из Байкала брать запрещено. Дороги исключительно грунтовые и каменистые.

На ночлег мы остановились на берегу Семисосенского залива – это очень красивое место. Пляж – мягкий, песок не похож ни на речной, ни на морской, он крупный в мелкие камешки. Вода в Байкале настолько чистая и абсолютно прозрачная, что дно можно рассмотреть детально на глубине до 40 метров, при этом она студеная, не больше 15 градусов.

На следующий день, поняв, что наш автомобиль вряд ли проберётся по бездорожью, в поселке Хужир наняли внедорожник с водителем, местный житель показал все самые интересные точки.

Недалеко от поселка на мысе Бурхан находятся 13 столбов сэргэ. Столбы обвязаны разноцветными лоскутами. Считается, что повязывая их, можно загадать желания, и они, раскачиваясь на ветру, доносят людские просьбы до небес. Ленточки могут быть пяти цветов. Каждый имеет значение.

Ленты на столбах сэргэ:
• белый – символизирует здоровье и чистоту помыслов, выражает благодарность местным духам и просит их о помощи;
• синий – цвет неба и богов, поэтому он подходит для любых просьб;
• зеленый – обращается к лесу и травам, а также просит о плодородии;
• красный – символ домашнего очага, используется для просьб, касающихся семьи;
• желтый – направлен к солнцу с желанием получить богатство и процветание.

Рядом – гора Шаманка, ее склоны покрыты красным лишайником. Вокруг этого места ходит множество мифов и легенд, мистических предубеждений. Говорят, что она несет несчастье, смерти. Сотни лет назад шаманы здесь приносили жертвы духам озера. Сюда съезжались ламы и паломники с восточной Сибири.

Самая северная точка – мыс Хобой. Его название с бурятского переводится как «коренной зуб», и с виду он похож на клык.

С острова открываются прекрасные виды: отвесные берега, монументальные скалы, бесконечная гладь воды, бездонное небо и глубокие облака.

В пос. Хужир, кажется, время остановилось. Дома старые, в основном, деревянные. Дороги грунтовые. Электричества не было до 2006 года. Мобильная сеть неустойчивая, она тоже появилась недавно. Вода – привозная.

Из местных блюд мы оценили позы. Они напоминают хинкали, только другой формы – без ножки и в форме чашек. Очень вкусные. Их едят руками, бульон внутри поз, надкусив у донышка, выпивают через образовавшееся отверстие.

Местное население раньше занималось рыболовным делом, сейчас деньги приносит туризм. Из-за того, что на Байкале водится много эндемиков, те же рыбы омуль и голомянка, которые на грани исчезновения, промыслы запрещены.

Ещё одним символом Байкала является байкальская нерпа, тоже эндемик, один из видов тюленей. Никто точно не знает, как нерпы поселились на озере. Самая простая возможность увидеть их вживую и вблизи – посетить нерпинарий.

Когда мы покидали остров, нас провожал невероятный пылающий закат. Таких красок в небе нигде в средней полосе России не встретишь. Очень впечатляющее зрелище! Оказалось, что такие закаты предвещают ливни или ураганы. Кстати, на острове дожди идут редко. Это видно по пересушенной почве и пожухлой траве. Зеленую гладь поверхностей можно увидеть только ранней весной после схода снега, и даже его покров достигает за зиму не больше 10 см.

Следующим пунктом остановки был пос. Листвянка – мы планировали пройти по прибрежной пешей большой Байкальской тропе, прогуливаясь по которой можно любоваться озером. На этой территории развитая инфраструктура, много отдыхающих. Это популярное для туристов место с высокоорганизованным и недешевым сервисом. Приехав в посёлок ночью и с трудом найдя стоянку, мы разбили палатки, разместились, но под утро, как и ожидалось, настиг промозглый, словно осенний, дождь. Он шел без остановки и только набирал силу, поэтому мы, посетив местный сувенирный рынок, двинулись дальше.

Абакан, Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург

По дороге домой сделали крюк и заехали в Абакан. В Хакасии побывали на Саяно-Шушенской ГЭС, старом мраморном карьере, откуда открывается вид на национальный парк Ергаки, прошлись вдоль берега Енисея.

Следующая остановка была в Новосибирске, где хотели переночевать, но любопытство путешественников взяло верх, и мы посетили местный зоопарк им. Р.А. Шило. Это один из крупнейших зоопарков в стране. Площадь – 65 га, содержит около 11 тыс. особей и 770 видов. Много представлено животных из семейства кошачьих, множество птиц, богатая разнообразная флора, есть свой дендропарк. За один день территорию не осмотреть. Местные берут абонемент и обходят его за несколько посещений.

В Тюмени оценили благоустройство города. Уютные парки, скверы, ровные дороги, великолепная набережная, мост Влюбленных, а также знаменитые термальные источники. Вода там минеральная, правда, с запахом серы, температура воды стандартная – 42 градуса.

В Екатеринбурге мы заглянули в Ельцин-центр, место довольно противоречивое, но будет интересно любителям истории России ХХ века.

Автопутешествие – это свобода

В поездке мы пробыли ровно 14 дней. Преодолели 11 тысяч км. В дороге машина вела себя достойно, в первую очередь, за счет того, что была прекрасно обслужена. Расход бензина, в среднем, – 8,5 л. На топливо потратили порядка 50 тыс. рублей.

Сейчас в автопутешествие люди обычно ездят на дорогих комфортабельных автомобилях, с кондиционером, гаджетами. А Жигули – машина простая и спартанская, багажник небольшой, да и в салоне тесновато. Но есть огромные плюсы: ее можно починить в любой точке, запчасти имеются везде, они недорогие, если что-то сломалось, можно без проблем самому отремонтировать. Управлять автомобилем было не сложно, скорее даже удобно, мне знакомы все его повадки, знаю, что он хочет, как с ним лучше обращаться.

Автопутешествия всегда таят в себе загадку и риски, и, может, это не всегда комфортно и спокойно, но зато – драйв, а главное – свобода: можно отклониться от маршрута, самому выбирать график, скорость движения, места остановок. Главное – желание. А пока сезон не закрыт, можно сделать ещё пару интересных поездок!

Записала Людмила ШУРЕКОВА

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *

*

code